Opening
Почему-то всегда, когда начинаешь смотреть ГантЦ, думаешь – что это боевик. С огромными пушками, монстрами и нон-стоп стрельбой. Казалось бы, все просчитывается наперед – есть команда героев, которые от серии к серии выполняют миссии и стреляют, стреляют, стреляют. Много стреляют, в общем. Даже само название – GantZ – хоть и не однокоренное со словом gun, но все равно как-то на подсознательном уровне ассоциируется с большим-большим пистолетом.
Но не только название наводит на такие мысли. Когда начинаешь смотреть вступление с титрами, то видишь беготню, стрельбу как раз из тех самых предполагаемых больших-больших пушек, монстров, и набор героев. И думаешь, что раскусил всю концепцию фильма.
Но потом начинаешь смотреть и жестко обламываешься, потому что фильм оказывается совсем не таким, каким представлялся сперва.
Хорошие впечатления начинаются с визуализации.
Эпизод на станции в самом начале первой серии выполнен шикарно – начиная от идеи воспроизведения мыслей толпы, и ее реакции на инцидент (кстати, смотришь и думаешь – а ведь я сам так рассуждаю, когда нахожусь в толпе… примечательный момент, в общем), и заканчивая качеством картинки. Анимация заслуживает высокой похвалы – все аккуратненько так, и цветасто в меру.
Да и сам арт просто таки красиво нарисован – приятные лица, пропорциональные фигуры героев, которые не искажаются от сцены к сцене (большая проблема большинства аниме), и плавные передвижения. Такое впечатление, что смотришь не мультфильм, а кино.
Еще периодически встречаются заковыристые эффекты камеры, что только добавляет зрелищности.
Хотя есть один такой спорный момент – у одной героини размер груди просто непотребно большой – ну не бывает таких. Прям как в хентае третьесортном - нелепо, в общем, смотрится.
Tension
Однако главное достоинство ГантЦ - это напряжение. По сути, это не боевик, как кажется поначалу – это психологический триллер, который напрягает нервы зрителя.
Люди разных сословий оказываются в одной упряжке и попадают в критически опасные ситуации, на примере которых видно, что одни погибают обычно из-за собственной упрямости, а другие – банально по вине первых.
На примере которых видно, что люди гибнут каждый день. Как четко подмечено в Х TV:
- Почему убивать людей – это плохо?
- Потому что всегда найдутся другие, которые будут их оплакивать.
На примере ГантЦ видно, что губит людей нежелание расставаться со своими повседневными предрассудками, что попав в необычную, но опасную для жизни ситуацию, они не чувствуют опасности и позволяют своим будничным рефлексам овладеть собой. Естественно, это ведет их к гибели.
И выживают только те, кто не погряз по уши в рутине и сумел в нужный момент отбросить моральную оболочку, сковывающую действия. Моральную оболочку, которая не позволяет сделать то, что необходимо для выживания.
Однако больше всего людей губят другие люди. Как говорится, злейший враг человечества – это не инопланетяне, это само человечество. И это мы тоже видим на примере ГантЦ.
И хотя больше всего времени в ГантЦ занимают сражения, поведение и взаимоотношения людей представляют наибольший интерес.
Герои попадают в такие условия, которые заставляют попотеть даже зрителя.
Казалось бы, что переживать не о чем, ведь раз это главные герои, то это значит, что они не погибнут по крайней мере до финала – иначе фильм закончится преждевременно.
То есть мы заранее знаем, что они выживут, как бы плохо ни было их положение. И тем не менее происходящее держит в напряжении.
Почему?
Потому что события непредсказуемы.
Непредсказуемость – это главная особенность ГантЦ. Когда в думаете, что примерно представляете последующее развитие событий – можете смело сказать себе, что все будет совсем не так. И когда покажется, что вы только что увидели все, что было удивительного в фильме, и больше вас удивить не чем – знайте, что вы ошибаетесь.
Герои попадают в такие ситуации, в которых мало просто знать, кого убьют, а кого нет – вы просто теряетесь в догадках, к чему же приведет то или иное событие, и как вывернутся герои, потому что порой кажется, что вывернуться невозможно.
Жалко, что во время сражений эта непредсказуемость пропадает, и напряжение теряется, потому что вы знаете – главный герой не может погибнуть, поэтому волноваться не о чем.
Вот если бы все это происходило в видео-игре, где исход боя зависит от игрока, тогда напряжение было бы непрерывным.
Хотя, как уже было отмечено, бои – не главное. ГантЦ реализуется скорее как социальный триллер, построенный на сложных взаимоотношениях людей.
- Ну давай же, стреляй!
- Сам стреляй!!!
Кроме всего прочего, в ГантЦ великолепно смоделированы персонажи, что также является важной отличительной чертой.
Во-первых, их немало. Есть, конечно, менее интересные, есть более, но те, которые находятся в эпицентре событий дольше 2-3 серий – уникальны и по-своему привлекательны. Нам показывают не просто болванчика, который погибнет или переживет миссию. Нам показывают красочные модели людей, все их заботы, переживания и мировоззрение, поэтому во время просмотра вдвойне интересно – как же поведет себя такой герой в данной ситуации?
Во-вторых, каждый имеет свой мотив поведения и преследует свою цель, участвуя в происходящих событиях, то есть герои действуют адекватно своему характеру и не подыгрывают сюжету. Это значит, что если персонаж хочет или должен сделать по-своему – он так и сделает, даже если это повлечет за собой непредвиденные последствия.
Только вот огорчает то, что многие сюжетные линии утеряны по ходу экранизации манги, и некоторые герои так и остались сюжетными куклами. Жаль. Но тем не менее, того, что вошло в сериал, вполне достаточно для 26 серий.
С другой стороны, многие герои откровенно тупят. Конечно, стресс, неординарные ситуации, и все такое, но это перебор – порой у них напрочь отсутствует здравый смысл, что при просмотре немного смущает.
Но и на это перестаешь обращать внимание по ходу развития событий, которые чем дальше, тем повергают вас во все больший и больший нокаут и оставляют все больше и больше вопросов.
Еще что примечательно – в ГантЦ собраны персонажи из различных общественных прослоек – им приходится сражаться вместе, но когда сражение заканчивается, они расходятся по домам и возвращаются к своей повседневной жизни. По крайней мере, пытаются вернуться, потому что произошедшее оставляет большой отпечаток в их жизни, избавиться от которого уже невозможно. Они становятся уже не теми, кем были раньше, и происходит как бы перераспределение ценностей – люди за сутки меняются до неузнаваемости.
Final Judgment
Впечатления от просмотра более чем двойственные. Почему более чем? Ну хотя бы потому, что аниме необычное. Стартовые титры как бы специально сбивают с толку, настраивая зрителя совсем не на то, что его ждет, и в итоге зритель остается поражен.
Очень необычный и удачный ход, потому что когда до начала просмотра знаешь настроение фильма, то многие ощущения просто теряются.
И наоборот, когда ловишь это настроение в процессе просмотра, то идея фильма как бы производит больше впечатления. Странно, я вот фактически уже все о нем рассказал, но думаю, что ГантЦ все равно сможет вас удивить.
Хотя аниме это далеко не высшего класса. В нем очень много всяких мелких нестыковок, много алогичности, да еще и персонажи откровенно тормозят. Сначала, как начинаешь смотреть, думаешь, что ГантЦ – то хорошее плохое аниме, то есть ничего особо содержательного в нем нет, но смотрится он великолепно. Под конец же понимаешь, что в нем есть очень много вещей, над которыми стоит задуматься, но вот сам фильм выполнен на четверочку. Вот такой он, GantZ – с большими пушками, с большими сиськами, напряженный, непредсказуемый и немного тормознутый.
И после финальных титров думаешь, что посмотрел не зря.