Начну с того, что ваш покорный слуга является большим поклонником Fatal Frame\Project Zero-серии еще с 2002-го года, когда ему посчастливилось ознакомиться с великолепным FF1. Что понравилось? Да почти все (как игра от Tecmo вообще может не понравиться!?) - отличная графика, напряженная атмосфера, оригинальный игровой процесс, закрученный сюжет, невероятно детализированная проработка религиозных и ритуальных аспектов игрового мира... И Crimson Butterfly лишь услила любовь к сериалу, очаровав своей неповторимой атмосферой страшной сказки.
Теперь непосредственно к Tormented. Должен сказать, что на этот раз впечатления достаточно противоречивы.
Что НЕ понравилось. В плане графики и геймплея все осталось еще на уровне первой части (т.е. 2001 года) - "нововведением" является откровенно позаимствованная создателями из SH4 система погружения в сон для выполнения миссий и последующего пробуждения в реальном мире (главная героиня засыпает, попадает в страшный особняк, потом просыпается в своей квартире - и так около 20-30 раз). Конечно, хорошо, что разрабы постарались хоть как-то разнообразить процесс, но затея не слишком удалась - отрицательная сторона та же, что и в SH4 - подобное деляет игру слишком уж однообразной. А напомню, что полное прохождение игры занимает порядка 15-17 часов, и отнюдь не каждый сможет такое выдержать. Второй отрицательный момент перекочевал прямиком из предыдущих игр серии (разрабы проявляют исключительное нежелание учиться на ошибках) - карта особняка СЛИШКОМ запутанна, т.ч. большую часть времени вам, скорее всего, придется блуждать не только без малейшего понимания целей блуждания, но и не зная, где вы вообще находитесь и куда идти дальше. И еще тут же в "минусах" стоит отметить до боли убогую английскую озвучку игры - все голоса звучат очень блекло и неинтересно, будто актеры впали в летаргический сон, находясь в студии (черт, а ведь в оригинальной японской версии все актреры были так классно подобраны!).
Что понравилось. Несмотря на неудачу в реализации, как бы там ни было, сама попытка немного разнообразить игру и создать контраст между атмосферой заброшенных старинных японских особняков и ритуальных жертвоприношений с современным миром является большим плюсом. Второй плюс - это музыкальное сопровождение: бэкграундная музыка выполнена вполне грамотно для подобной категории игр - она присутствует, подчеркивает атмосферу, но в то же время не отвлекает. Ну и конечно же, по уже сложившейся традиции, игра завершается незабываемой песней в исполнении Tsukiko Amano (слушать обязательно!). Третьим плюсом является возможность игры за трех различных персонажей, что позволяет раскрывать сюжет игры как бы с трех различных сторон.
Впрочем это все не столь важно, ведь основной сильной стороной игры является ее сюжет: если в первых двух частях почти не прослеживалось связи (как, например, в SH1 и SH2), то Tormented фактически связывает три различных истории воедино! (вот уж хороший способ вызвать у игроков ностальгические вздохи) Здесь мы встретим и Мику Хинасаки (искавшую в FF1 своего брата Мафую) и Кея Амакуру, являющегося родственником небезызвестных Мио и Маю из Crimson Butterfly - в общем, фэнам и всяческим плот аналайзерам здесь есть, где разгуляться. И в плане сюжета еще нужно заметить появившуюся в кои то веки явную концептуальную ориентированность и смысловую подоплеку. Если ранее сюжет FF представлял собой почти лишенную какого бы то ни было смысла сказку о духах и призраках, то теперь все события игры подчинены четкой метафоре: "Человек, стремящийся к возвращению безвозвратно ушедшего прошлого и умерших близких, лишь все дальше заходит по пути к исчезновению из мира живых, смерти". (впору вспомнить, что разрастающаяся земиная татуировка, приносящая боль и медленно убивающая своего носителя символизирует именно скорбь о близких людях) И из этого исходит своеобразная мораль "даже с болью потери в сердце, человек должен продолжать жить - иначе, память о близких навсегда исчезнет из нашего мира". Цитируя финальную фразу главной героини, познавшей горечь потери, "I'll go on living. Even with the pain". Такой вот жизнеутверждающий смысл.
ИТОГ: Tormented представляет интерес для любителей японских мистических ужастиков и закоренелых фанов Fatal Frame-серии, но остальных вряд ли заинтересует, ибо главная ставка здесь сделана именно на сюжет (точно такая же ситуацию была в свое время с SH4tR). Так, для одних игра может стать шедевром, а для других - неиграбельной чушью. Лично мне весьма понравилось (правда, можно было сделать и покороче).
Цитата
Компания Take-Two Interactive Software опубликовала первые детали о персонажах игры Project Zero 3: The Tormented, разрабатываемой студией Tecmo для консоли PlayStation 2. Всего в игре будет 3 персонажа, за которых можно сыграть.
Эмммм, народ, может, кто-то не заметил, но Fatal Frame 3 уже давно валяется везде в продаже еще с самого начала ноября-месяца, что позволило вашему покорному слуге, несмотря на длину ФФ3, пройти ее уже два раза... Бежим на рынок и покупаем!