Всем привет. Меня зовут товарищ Раптофф, и вы, возможно, помните меня по таким статьям, как «
почему при свей своей неканоничности фильм Silent Hill все же хороший» или «
много букофф о киноленте 9ый Район».
Сегодня мы поговорим об Аватаре Джеймса Камерона, а вместе с этим установим новый рекорд по количеству буков.
Сею заметку я построю несколько необычным образом. В заглавие новых смысловых частей я буду выносить мнения о фильме, почерпнутые мною из Всемирного Кладезя Мудрости – из «Интернетов». Увы, без указания источников, ибо нефиг. Гугл поможет, если что.
Но для начала позвольте поделиться впечатлениями о фильме, сухим остатком. Увы, не могу восторгнуться и сказать, что фильм поразил меня в самое сердце, открыл новый горизонт, стал Откровением. Нет, наверное, для этого я уже слишком черств или сформирован, а, может, и то, и другое вместе, а еще стар до кучи
На мой взгляд фильм весьма ладно скроен, несет в себе гуманистическую идею и не просто раскрывает ее, а орет о ней во всю глотку. Не больше. Плюс, разумеется, беспрецедентная картинка. Да, в фильме есть ляпы, логические несостыковки, но посмотрите, сколько их в Терминаторе 2, в Чужих (поведение маринов там – это совсем не поведение настоящих маринов), в Звездных Войнах, но ведь все эти фильмы считаются шедеврами и никто не может этого оспорить. Точнее, может, но не долго – запинают.
А все дело в том, что нам с вами уже не вырасти «на Аватаре». А вот у наших детей такая возможность теперь есть, за что Джеймсу Камерону низкий поклон.
Итак, погнали:
*!!СПОЙЛЕР АЛЁРТ!!*«Тут нет ничего, кроме безумных миллиардов пикселей, выросших на трупе классической сказки Покахонтас».Интересное мнение, давайте подумаем, так ли это на самом деле?
Безусловно, корни Паокахонтас в Аватаре проглядываются: это и «индейские» мотивы, и около-гавайская музыка, и пафос про леса и связь с природой…
И вот тут мы упираемся в самую большую хитрость, которую выдумал Камерон и Ко. Дело в том – удивительно, если для кого-то это вдруг станет откровением! – что Аватар может считаться самой настоящей научной фантастикой. Мы даже оставим за бортом реалистичные технологии людей (все эти шаттлы, роботы, интерфейсы и строения – это всегда удавалось Джейму на отлично), но обратим свое внимание на другую важную деталь. На Пандору.
Если бы Аватар был снят про колонизацию Америки или истребление белыми черных племен Африки, то место этому фильму было бы в мусорной корзине. Но нет, в Аватаре нам показывается действительно другой (!) мир, который живет по иным законам, и природные связи в этом мире – это не аллегория, а биология. Очень важно это понимать! На’Ви (так зовутся местные туземцы) не навыдумывали все эти обряды, круговороты и связи – они действительно есть в этом мире, и они действуют, вот что главное.
Признаться, когда я знакомился с Аватаром до похода в кино, то был настроен крайне критично. В этих синих великанах мне виделись негры-баскетболисты, и неприятное чувство ело изнутри – ах, это будет еще одно кино про политкорректность. Я ошибался. В Аватаре нам показан полноценный народ другой расы, народ необычный, умеющий напрямую «подключаться» к животным и даже к «базе данных» с разумами умерших соплеменников. В свете этого трудно не сопереживать потере рощи, которая хранила прошлое этого народа.
«В "Аватаре" в нужный момент святой дух появляется в образе летающей медузки. Еще там цитируют за***шую буддийскую притчу про переполненный чайник и выказывают прочие бездны вкуса».Про «святой дух» мы уже поговорили, для тупых разжевывать не станем. Зарубим себе на носу лишь то, что этот мир действительно живет по иным законам, и в фильме это подтверждено научно. А ведь какое-то время назад человечество не знало, что такое электричество. Но оно (электричество) все это время существовало, ведь так? Затем оно долгое время считалось штукой бесовской, а ученых всячески травили. Теперь я печатаю этот текст на компьютере. Выводы сделайте сами.
Смею утверждать, что фильм этот в первую очередь посвящен людям. За кадрами с зеленым лесом и синими великанами мы можем увидеть самую настоящую и очень мрачную антиутопию: частные мегакорпорации и рыночную экономику на фоне полного истощения Земли и развесистой милитарщины, а также другие вполне обычные мотивы (сокрытие фактов от общественности и их подтасовка, использование ученых и их достижений на благо военной машине).
«Мы террором ответим на их террор, мы нападем первыми», – сказал бравый вояка Куарич, когда местные вполне себе вменяемые аборигены решили-наконец дать отпор чужакам, уродующим их дом.
«Это всего лишь природа и всего лишь деревья», – говорит ученому представитель корпорации (этакий классический типаж эффективного менеджера) после того, как ему объяснили, что все на этой планете взаимосвязано, причем, на биологическом уровне. Ему без разницы, пресса ничего не узнает. Главное, добыть ресурс.
«Если тебе что-то нужно, то объяви врагом тех, у кого это есть, и отбери это», – цитата, которая прекрасно характеризует поведение человечества конкретно в этом фильме. Недавно мы увидели этот принцип в действии. Кстати, ядреного оружия в Ираке так и не нашли, вот ведь незадача. Зато нефти много. Мням-мням. Общественность, к слову, поворчала-поворчала, да съела.
Конечно, на Земле все очень плохо. Не от того ли, что когда-то мега-корпорации втюхивали потребителю новую машину, проводя рекламные кампании, чтобы убедить всех, что старая машина – это уже не модно и нужно купить новую? Не от того ли, что все были ведомы жаждой легкой наживы любой ценой? И разве не на последние ресурсы строился боевой флот и эти чудовищного вида корчеватели лесов? В общем, человек вправе. Он убил свой мир, теперь можно убить чужой, главное, не слушать никого.
Забавно, почему-то никто не возмущается о притеснении прав саранчи, жрущей урожаи, но стоит убить наглецов в кино, как тут же поднимается волна негодования – «как так??! наших бравых вояк завалили и не дали вывести кусок чужого добра! Вот сссуки!!»
Тут будет уместно вспомнить, что главный герой с его ранением никому нафиг не впился на Земле. Ноги восстановить он теоретически может, технологии позволяют. Но вот только денег на это ветерану никто не даст, поэтому мужик так и живет обрубком, а по ночам видит сны о полетах. Как гуманно развитое человеческое общество! Не так ли? Так гуманно, что даже готово бесплатно сделать эту дорогую операцию, нужно только пошпионить за местными аборигенами и указать, как разрушить их дом, стоящий на крупнейшем месторождении нужного ресурса.
На Пандоре реализуется извечная человеческая мечта о халяве: чтобы работать мало, а получить все и сразу. Удивительно, но часто удается. Правда, за это приходится платить жизнями с обеих сторон баррикад.
«При просмотре фильме мне был симпатичен Куарич, который представлял интересы Земли в непростое для человечества время. А главный герой – предатель своего рода».«Ничего себе деревце», – при виде дома На’Ви говорит Куарич, отпивая кофе. Может, он и понимает, что это дерево росло тысячелетия – мы не знаем. Но это ни капельки не трогает его и не восхищает…
(тут отвлекитесь от статьи и подумайте, что вы чувствовали, когда видели то дерево и как оно падает, объятое огнем?.. писать об этом не обязательно, просто подумайте. Для себя).
…итак, Куарич. Ничто не в силах заставить его сердце сжаться, и мы ясно видим, что духовно этот человек мертв. Истинный сын своего отечества, тут уж его упрекнуть не в чем. Сын, к слову, нездоровый. О ПТСР у военных (посттравматические стрессовые расстройства) я говорить не стану, если вы заинтересуетесь, то и сами найдете и почитаете об этом явлении. Оно довольно хорошо изучено в психиатрии и ярко освещено в зарубежной литературой так называемого «потерянного поколения» начала ХХ века. Уверен, вы тоже придете к выводу, что Куарич человек не совсем здоровый, что уж греха таить. И показано это неплохо (вспомните хотя бы, как он угрожал доктору-женщине физической расправой).
Давайте еще вспомним о пилоте боевого шаттла, залихватской бой-бабе, вполне себе представителе армейской прослойки, и ее действиях – тоже предатель человечества. И вправду, ату ее, противную! И главный герой – тоже предатель, даже вдвойне. В этом плане он чем-то похож на Вейдера, который, кстати, в самом конце все же стал призраком джедая. Лукас счел, что судить его следует не за все дела, а за то, к чему он в итоге пришел в ходе своего развития. А это очень гуманное суждение, не каждый способен на такое великодушие.
«Диалоги в фильме чудовищные, конфликт развивается скачкообразно, эпизоды прописаны небрежно (ср с другим буйством спецэффектов - "2012"), эмоциональная карусель (см классический фильм "Чапаев") отсутствует».Майонез жидкий, травы не пряные, рыба передержана, костей много, мясо не свежее, соль как не клали и, вообще, гадость эта ваша заливная рыба! Видите, как просто накатать такой же ряд претензий, ничем не подкрепив свои слова?
При этом не могу не согласиться, что диалоги в кино не самые сильные, это правда. Но вот претензии к конфликту мне непонятны. По-моему он развивается весьма плавно, поэтапно, открывая нам все новые и новые сюжетные детали.
Что же касается отсутствия эмоциональной карусели, то я не вполне понимаю этой претензии. Как можно спокойно смотреть на плачь и слезы женщин и детей, на их боль, на крик бессильного отчаянья после потери дома, любимых, истории, ВСЕГО, что у них было. Если это не вызывают у вас ни малейшего приступа сочувствия, то мне вас даже не жаль.
«В Аватере ведь даже нет спецэффектов! Нет, конечно, планета там прорисована потрясающе, но нет изюминки, нет запоминающихся сцен».Ну вы, господа, и зажрались! При всей моей любви к Кинг-Конгу Питера Джексона, то, что показали нам в Аватаре, визуально и идейно кладет нетленку «Пи-Джея» на обе лопатки. Потому что нигде, ни-где еще не было ТАКОГО проработанного растительного мира и таких необычных и реалистичных дизайнов всего-всего-всего. Разумеется, на вкус и цвет, но все же нужно быть хоть чуток объективным: техника в фильме прекрасная и крайне «земная», животные необычные, но при том вполне возможные, На’Вии вполне убедительны, светящийся лес не вызывает ничего, кроме слюноотделения. Фильм очень медитативен, и это, конечно, не всем придется по вкусу. Мне было приятно смотреть. Да и взрывы в конце были обильны и смачны, а уж сцена выпрыгивания Куарича в роботе из горящего корабля заставляет снять шляпу.
На посыл о незапоминающихся сценах я тоже хотел бы возразить. Разве не потрясающе снят побег, когда герой в итоге падает в водопад, разве не великолепно появление ночных зверей, пытавшихся съесть героя, не прекрасны сцены со светящимися растениями, последнее сражение в воздухе и драка с роботом? Лично у меня к тому, как фильм снят, вообще не возникло никаких претензий. Камерон исполосовал, кажется, все визуальные приемы: тут вам и пролеты камеры, и псевдо-документальная съемка, и киношные вращения камер вокруг сцены и даже слоу-мо. Причем, всего в меру, все к месту, и, главное, все видно. За весь фильм у меня не возникло ни одного момента, когда захотелось бы поморщиться от того, что что-то не успел увидеть или, наоборот, что-то показывали слишком долго.
Недостатки у фильма есть, как и у любого произведения искусства, но разве вы станете ругаться на да Винчи за то, что фоны на его картинах сделаны порой грубоватыми мазками? Побойтесь бога, ну или во что вы там верите.
«Весь сюжетный драматизм сводится к фразе "Ты не один из нас!", повторяемой главной героиней двадцать раз за фильм. К концу второго часа крики про "Ты не один из нас!" и "Выгнать из племени!" начинают восприниматься как стандартный женской пилеж где-нибудь на коммунальной кухне. К счастью <…> начинается война во Вьетнаме. Вертолеты, джунгли, напалм, пару раз даже мелькает архетипический морпех с огнеметом. Ощутимо не хватает "Полета Валькирий" Вагнера и молодецких криков про "Поджарим узкоглазых ублюдков!", зато все кончается хорошо и "В мире животных" с посиневшим Николаем Дроздовым ожидаемо побеждает земных захватчиков. <…> Зато все красиво, богато красками, цветами всякими яркими, в явном расчете на самых маленьких кинозрителей. Удивительно, что такой незапоминающийся (ну вот вы запомните кислотную китайскую клеенку для стола, случайно увиденную на развале?) фильм снял режиссер шедеврального "Терминатора-2" и эмоционального "Титаника"».Комментировать не хочу, но просто знайте, что и такие «мысли» у людей тоже бывают.
«Понятно, впрочем, что фильм все равно соберет страшные миллиарды - потому что дикий хайп, отзывы восторженных представителей низших социальных страт и гениальный слоган "Только в кинотеатрах!"»Вот этой мысли можно аплодировать стоя, потому что
написать накарябать это мог только такой человек, какие и были показаны нам в фильме: ограниченный, с зацикленным мировоззрением, наслаждающийся своими надуманным всезнанием и самоуверенностью. Примерно такой, как Куарич или его «свежее мясо».
В общем, не смотрите Аватар, люди. Это кино о гуманизме, open-mind-овости и доброте. Этот фильм сделает вашу жизнь только сложнее, зачем вам это? И детям не показывайте, а то мало ли что.
Изменено: V-Raptor, 22 Декабрь 2009 - 20:57