Книгу "Twilight" Стефани Майерса я не читал. И поэтому во время просмотра трейлера "Сумерек" в кинотеатре мне подумалось, что речь идёт об экранизации романа Дина Кунца с таким же названием. Однако сюжетные различия были слишком разительными, и к концу трейлера я понял, что ошибся. И тут же дал себе зарок ни за что не ходить на сие творение, ибо вид главного мужского персонажа фильма способен вызвать... хм... скажем так, некоторую неприязнь у подавляющего большинства российских мужчин. Кто видел, тот поймёт. Впоследствии, по мере того, как я узнавал дополнительные подробности о картине (автор первоисточника - женщина, режиссёр - женщина, в общем, типичное кино с чёткой гендерной направленностью), я только утверждался в этом мнении.
Однако сходить на "Сумерки" всё же пришлось - просто звёзды так сложились. И фильм совершенно неожиданно стал для меня настоящим кинематографическим откровением последних месяцев.
Сюжет таков. Молодая девушка Белла переезжает из пустынной Аризоны в лесной штат Вашингтон по семейным обстоятельствам. Городок Форкс - довольно милое местечко, и новенькую там встречают с видимым радушием как взрослые, так и ровесники в школе. И всё бы замечательно, если бы Белла не запала сходу на парня по имени Эдвард, который состоит в общепризнанно "странной" семье, чурающейся остальных жителей городка (тот самый кадр, который производит своим видом неотразимое впечатление на мужиков). Несмотря на предупреждения друзей, что с Эдвардом связываться не стоит, Белла всё больше сближается с ним, и постепенно начинает понимать, что парень и его семья не просто странные - возможно, они не люди вообще...
Самая скучная часть фильма - это начало, а именно первые полчаса. Вводное повествование тянется довольно стандартно и нудно, по всем голливудским канонам, и тёмно-синий фильтр, которым пропитана картина (надо же было создателям как-то оправдать название фильма), не добавляет динамичности. Зато потом фильм в какой-то момент переживает качественный скачок, в результате которого стремительно превращается из тягомотины в интересное зрелище, которое не даёт заскучать до конца. Аж накрашенная физиономия главгероя перестаёт раздражать - а это, заметьте, я считаю большой победой.
Кстати, о героях. Актёры большей частью молодые, но со своими ролями справились на ура. Несмотря на отталкивающий лично меня по части внешности образ Эдварда, я не могу не признать, что персонаж получился на удивление хорошо - где надо смешит, где надо пугает, где надо умиляет. Вся его семейка тоже, хоть и выглядит гротескно, помечена каждый своей индивидуальностью. В конце концов, это же фильм, и некоторые условности мира зрителям в любом случае нужно простить. Главная героиня (Белла) в плане запоминаемости уступает вампирам, но особых нареканий в её адрес тоже не возникло. Может, великий Станиславский и твердил бы своё знаменитое "не верю", но на взгляд простого зрителя всё вроде на месте, нигде ничего не болтается.
Хочется ещё похвалить музыкальную сторону фильма. Концентрация фоновой музыки в "Сумерках" выше среднего, причём большей частью это не стандартные ненавязчивые эмбиент-композиции, а достаточно выразительные инструментальные мотивы. В этом есть риск испортить картину, но в данном случае риск хорошо себя оправдал: фильм получился очень мелодичным (но не до раздражающей степени), что выгодно подчёркивает драматическую сторону сюжета.
И режиссура. Отличительных черт у фильма три - тот самый тёмно-синий фильтр, о котором речь уже шла, замечательные панорамные лесные съёмки, возрождающие в памяти "Твин Пикс", и явная нацеленность на погружение зрителя в сентиментальность. В ход идут все средства - от довольно топорных до оригинальных. Видимо, это обусловлено направленностью фильма на определённую аудиторию. Кого-то, наверное, романтическая затянутость отдельных эпизодов будет раздражать, но, по крайней мере, это обставлено качественно.
Конечно, со времён первых романов о вампирах проблема близких отношений эти существ с обычными людьми была далеко не на последнем плане, как и сопряжённые с этим проблемы. Но именно в "Сумерках" так остро и вместе с тем так эстетично поставлен вопрос различения интересов романтических и гастрономических. В конце концов, все мы по себе знаем, что сексуальный инстинкт близко пересекается с хищническим - ведь что представляет собой тот же поцелуй, как не "испробование" друг друга на вкус?.. И если один из влюблённой пары - хищник, а визави - его потенциальное пропитание, то что же мы получим в итоге?.. Именно эта пикантная сторона, на мой взгляд, и делает волшебное воздействие в середине ленты, когда каждый кадр банальных, в общем-то, любовных приключений внезапно обретает оборотную сторону и предстаёт совсем в другом свете - том самом, сумеречном. Именно поэтому кадр первого поцелуя Эдварда и Беллы зал смотрит, затаив дыхание, как не смотрел бы на кульминационный момент иного ужастика. И создатели фильма смогли вложить в ленту достаточно убедительной выразительности, чтобы голодный и отощавший на попкорне с колой кинозритель, глядя на эту сцену, захотел... поесть. Вот такой вот сюрпризик. За одно это фильм заслуживает внимания киноманов и выбивается за гендерные рамки.
Изменено: Lynch, 30 Ноябрь 2008 - 04:11