Вообще, неоднозначный, конечно, Бекмамбетов режиссер. С одной стороны - уникальное для российских режиссеров умение работать с чуждым для нашего кинематографа жанром "блокбастера", креативное мышление, оригинальность, чувство юмора и органично проявляющийся в его фильмах "национальный колорит". С другой - явные нелады с художественным вкусом и чувством меры, из-за чего так шатка грань между концептуальностью и "какой-то хренью". И в Мост Вонтеде, в виду его межконтинентальности, это противостояние "светлого" и "темного" начал получилось выраженным особенно ярко.
Да, когда снимают русские про русских в России, и вдруг привносят, омг, спецэффекты, и, омг, коньцепт - тут как бы вопросов не возникает. Ну, местами спорно, местами РГ, но все равно кул, потому что все свое родное, и сделанно небесталанно и свежо, в то время как и особых конкурентов-то на просторах Родины не видно. Но когда снимается на западе, с западными звездами да при западных бюджетах, а на деле все остается прежним - вот тут уже как-то того. Хотя, чего уж - смотреть на Анджелину Джоли, МакЭвоя и Фримана как всегда приятно. И принявшие многомиллионную инжекцию денег спецэффекты так же радуют глаз. Даже более того, Бекмамбетову не откажешь в воображении, он запросто вываливает на экраны столько оригинального и совершенно безумного cool stuff, что можно лишь поаплодировать. Тут и хитро закрученные сталкивающиеся друг с другом пули, и лихие перестрелки с погонями, и осенний ганфайт-марафон "один против десятков", и копейка, на полном ходу вгрызающаяся в поезд, и даже пятеричный уберхэдшот. Решив снять самый невероятный и подчеркнуто нереалистичный огнестрельно-автомобильный экшн, Бекмамбетов уверенно пошел до конца - да, такого мы еще не видели, и это смотрится круто.
Увы, куда хуже с обоснованием всей это феерии и с уже упомянутым чувством меры. Кадр со сталкивающимися пулями великолепен, но когда они сталкиваются и сталкиваются, закрадывается сомнение. Так же как и избиениями МакЭвоя и отлеживаниями в рекреационных ваннах. Да и вообще не совсем понятно, отчего это оно все так? Никакого логического объяснения суперспособностям "братцам-киллерам" не дается, а уж разбивший рожей стекло и прыгнувший на 30 метров (со стрельбой, конечно же) мужик в начале и вовсе вызывает недоумение - what da fuck, bro? Красиво конечно, но вот да фак? С мотивацией обильных смертоубийств (а в ней, собственно, основная сюжетная линия) вообще все плохо. Начав сюжет за здравие с того, что, мол, нужно плюнуть в лицо системе и факин самореализоваться, нам в следующий момент начинают самозабвенно вешать на уши лапшу про ТКАЦКИЙ СТАНОК СУДЬБЫ, который де говорит, кого нужно убить. В бинарном коде. О чем догадались монахи ордена много веков назад. Нет, пожалуйста, пусть будет так, но та лаконичность, с которой главному герою и зрителю была открыта сия великая тайна, не может оставить равнодушным - смешно же, а этот дурачок поверил, лол. Что за станок, при чем здесь судьба, при чем здесь орден и нафига весь этот текстиль? Вместо загадочной конспиративной общины, которой по идее должен предстать перед зрителем Орден Ткачей, нам показывают кучку вконец охреневших фабричных работников-убийц, плюющих на законы физики и валящих народ направо и налево. Что характерно, все в эпсилон-окрестности нескольких кварталов. Ну, СУДЬБА-то понимает, что билеты недешевы, да и с визами гимора много, поэтому "заказывает" Ткачам народ по соседству.
В общем, шаткая, шаткая и непродуманная слишком концепция, что бы строить на ней какой-либо боле менее серьезный сюжет, да еще и с роковыми твистами. А уж когда дело доходит до коронного "я твой отец" "ты мой сын", тут и вовсе ноу комментс. Собственно, весь сюжет можно было одной этой фразой и описать - все с вами ясно. И на самом деле обидно все это. Привнеси сценарист поболее "мифологических" деталей в этот скудный сюжет, избавься от досадных скриптовых косяков, продумай получше саму идеологическую основу - и мог бы получиться на редкость неглупый зрелищный фильм, один из лучших осмысленных экшенов. А то недостатки сценария плохи даже не то что бы тем, что выглядит все глупо, а тем эта глупость мешает серьезно воспринимать происходящее на экране, возвращая зрителя к дозоровскому фирменному бекмамбетовскому китчу. Красиво ? - да! Забавно? - да! Но любимым фильмом никогда не назовешь - слишком несерьезно для некомедии, слишком пафосно для стеба.
Впрочем, с юмором все же все в порядке. И это, кстати, второе по значимости достоинство фильма после, собственно, креативного экшена. Шуток достаточно и шутки чертовски неплохи - и говорящий всю правду банкомат (чень классный, кстати, режиссерский прием), и "вы тут шьете или пришиваете? О_о", и рефрен "настоящий мужик" и много чего еще. Все к месту и хорошо развлекает зрителя, не давая зациклиться на сюжетной несостоятельности. Сказывается, конечно, еще и авторская литературная обработка Лукьяненко - уже хотя бы один факт отхода от типичного "нейтрального" лексикона наших толмачей весьма радует. И, подводя итог, можно сказать, что вылазка в Голливуд у Тимура все-таки получилась. Актеры, экшн, юмор, инновации - на этом фильм уверенно выезжает и вполне честно отрабатывает потраченные на билет деньги. Но говорить о каком-то серьезном вкладе в кинематограф не приходится - слишком уж много проколов в сюжете и оформлении. Dixi.
PS По поводу недостатков - жутко еще не впечатлил Кросс. Самый суперкиллер (да еще и ключевой для сюжета) получился абсолютно лишенным харизмы и вообще жутко скучным, невзрачно выглядящим типом. Впрочем, кроме главных героев и Хабенского в Братстве вообще трудно кого-то выделить - товарищи напрочь лишены стиля.
PPS Слоган фильма "Судьба назвала твое имя" в свете раскрытия этой сюжетной задумки про станок наводит на размышления.