Теперь уже немногим известно, что он был Первым. Не колоритный "хоккеист" Джейсон Вурхиз и не Фредди Крюгер с пальцами-бритвами, а именно он - зловещий молчун в белой маске, сжимающий в руке кухонный нож, поблескивающий синевой в лунном свете. Майкл Майерс. Я навсегда запомнил, как он характерной неспешной походкой обходил тесную комнату, погружённую во мрак, и в конце концов нашёл-таки свою сестру Лори Строд (Джейми Ли Кертис - эта роль позволила ей стать первой "королевой крика"), которая забилась в угол. Ни отвратительный одноголосый перевод, ни вечные глюки старенького VHS-видеомагнитофона не мешали маленькому мне испытывать благоговейный ужас, заглядывая в тёмные прорези на маске, за которыми скрывалось загадочное лицо психопата.
"Хэллоуин" одарённого режиссёра Джона Карпентера, 1978 год. Первый слэшер, который познакомил нас с образом монстра в человеческом обличье, единственная цель которого в этом мире - убивать. Карпентер ни до, ни после этого не снял фильма мощнее.
![Изображение](http://rp.foto.radikal.ru/0708/01/8036f28e487c.jpg)
70-е давно прошли, и Голливуд, в очередной раз испытывая кризис идей, обратился к старым добрым временам. 29 лет спустя после первого фильма накануне Дня Всех Святых на экраны выходит римейк ленты - "Хэллоуин 2007", снятый небезызвестным режиссёром трэш-фильмов и по совместительству музыкантом Робом Зомби. Из других работ сей личности я видел только "Дом 1000 трупов"; лента мне не то чтобы понравилась, но, по крайней мере, не была откровенно никудышной. А уж во внутреннем безумии фильму нельзя было отказать. Так что Зомби - вполне логичный выбор для перекройки классики жанра слэшеров. В кинотеатр я отправился с оптимистичным настроем.
Содержимое фильма, в 70-е годы бывшее почти революционным, теперь стало собранием замусоленных клише. Есть маньяк-убийца по имени Майкл Майерс, который в детстве устроил кровавую резню накануне Хэллоуина. Спустя много лет, которые он провёл в психиатрической лечебнице, ему удалось вырваться на свободу. Он возвращается осенним вечером в свой родной городок, где живёт его младшая сестра Лори, единственная выжившая после бойни, устроенной Майклом. У маньяка, который предпочитает скрывать своё лицо за непроницаемой маской, есть вполне определённая цель - Лори. Но по пути к её достижению он не гнушается устраивать настоящую кровавую баню, убивая почти всех, с кем его сводит случай. У Лори, которая пока ничего не знает, есть только одна надежда на спасение - в город, услышав о побеге психа, спешит доктор Сэмюэль Лумис, долгие годы изучавший Майерса в психбольнице и увидевший в нём настоящее исчадие ада. Вот. Весёлого Хэллоуина, дети!.. Зажигайте свечи, режьте тыкву, наряжайтесь призраками! От доброго дяди Майка достанется всем!
Похоже на то, что Зомби со своей задачей справился. По крайней мере, несмотря на то, что "где-то я это уже видел", мне ни разу не стало скучно во время просмотра. Карпентеровский фильм поражал не столько мясорубкой (которой, кстати, там было не так много), а умелым нагнетанием атмосферы жути, надвигающегося бедствия. Новому режиссёру удалось хотя бы отчасти сохранить ту неповторимую атмосферу, добавить энное количество брутальных сцен и при этом умудриться ещё и впихнуть в картину кое-что своё, не отходя от основной линии.
Итак, что сохранено? Прежде всего, это общее давящее состояние зловещего ожидания. С первой минуты до последних кадров с помощью музыки, цветовой гаммы, режиссёрских и операторских приёмов зритель (то бишь я) не перестаёт с трепетом думать: это ещё не всё. Это ещё далеко не всё, жуткое только впереди... идёт к нам. На мониторах, конечно, стиль заметно развеется, но в кинотеатре, где улавливаешь тончайшие нюансы видеоряда и звуков, это ощущается здорово. За одно это Зомби можно поставить плюсик.
А ещё замечательно сохранился сам Майкл. Конечно, его загадочность и демоничность ввиду удлинённой прелюдии уменьшилась (у Карпентера лицо маньяка вообще не показывалось до самого финала, а тут мы можем полчаса любуемся личиком подрастающего чудовища). Некоторые черты Майкла (например, рост) сознательно гиперболизированы. Но стоит ему надеть маску и обрести свою жуткую безликость, как сердце замирает от узнавания - вот же оно, чудовище из нашего детства! Рядом с нами! На большом экране! Жив и здравствует! Поди, всех нас переживёт!
Отдельно стоит отметить, что создатели фильма правильно расценили, что старый карпентеровский саундтрек способен воссоздать дух фильма не меньше, чем главный антигерой и знакомый сюжет. В итоге любители хорроров могут сполна насладиться той самой тревожной фортепьянной композицией из 70-х, от которой волосы встают дыбом.
Что касается нововведений, то прежде всего бросается в глаза выросшее в разы количество насилия и эротики, причём брутальные сцены показаны довольно открыто. В старом фильме и того, и другого было минимум (между прочим, новое поколение хоррор-фанов видит в этом основной его недостаток). Однако вряд ли римейк сильно проигрывает из-за того, что в нём прибавилось мёртвых и/или голых тел. В конце концов, эволюция жанра за эти двадцать девять лет складывалась так, что ныне violence и эротика стали неотъёмлемыми атрибутами слэшеров. Тем более что в "Хэллоуине 2007" всё смастерено не без вкуса и с некоторым художественным подходом, что, вообще-то, нехарактерно для трэша. Мне вот понравилось. :)
Кроме того, Зомби (ах да, забыл сказать, он в этом фильме ещё и сценарист) привнёс в фильм также новую сюжетную составляющую. Пятиминутная вводная сцена, показывающая детские злодеяния Майкла, развернулась в римейке на полфильма. Тут Майклу не пять лет, он уже повзрослее - этакий пухлый подросток. Не сказать, что эта часть фильма самая интересная, но за счёт нагнетания и умелой манеры съёмки в сон меня не клонило. Разве что я боялся, что поиски причины безумия Майкла скатятся к трудным родителям да несправедливому обществу - но, к счастью, Зомби не стал забывать корни и не довёл ситуацию до абсурда. В итоге доктор Лумис объявил, что Майерс стал чудовищем в результате "уникальной комбинации генетических и социальных факторов", что показалось мне разумным.
А из зияющих минусов... ну что тут сказать... новая Лори Строд никуда не годится. Я имею в виду актрису и образ, созданный ею. В Джейми Ли всё-таки что-то ещё было, кроме умения истошно кричать - некая внутренняя серьёзность, даже меланхоличность, дающая персонажу своеобразное очарование. А к новой героине я особой симпатией не проникся, сколько бы она не надрывала связки.
В-общем, этим походом в кино я остался полностью удовлетворён. Давно не было хороших слэшеров со страшными безмолвными маньяками, которым нипочём ранения и выстрелы, и я успел соскучиться по тому леденящему ощущению. "Хэллоуин 2007" замечательно восполнил этот пробел в моём образовании ;), так что смело рекомендую пойти на него тем, кто хочет пощекотать себе нервы... тем, кто ностальгирует по канувшим в Лету временам Фредди и Джейсона.
Шутка или угощение? Жизнь или конфета?