Давайте для начала уясним одну вещь. Я считаю, что на фильмы ужасов с заявленно высокой жестокостью ходят три типа зрителей. Первый тип: те, кто до начала бойни на экране не имел понятия, что за фильм, и был шокирован (я называю их "репины" - типа, не ждали). Например, это бедняги, которые пришли с кем-то за компанию, или зашли на сеанс наудачу, потому что друг говорил, что это "нормальный фильмак". Их можно распознать легко: поняв, куда они попали, большинство "репиных" по-быстрому покидает зал, кляня себя за растраченные деньги. Второй тип: люди, желающие пощекотать себе нервы: а выдержу ли я? как отреагирую? ой, будет страшно! и т. д. Их тоже несложно выявить, ибо они орут во весь голос при каждом мало-мальски "жутком" моменте с завидным упоением. И третий тип: те, кто знают, на что идут, будучи хорошо осведомлены об уровне насилия в фильме, и более того - идут ради этого. Чтобы полюбоваться на рубилово, улавливая запретный запах ужаса и страдания. Они не кричат и не выходят. Они молчат, похрустывая попкорном.
Итак, я сходил на вечерний сеанс на "Хостел 2": продолжение кровавого триллера от Эли Рота, который стал самой "страшной" кассовой картиной прошлого года. Зал был полон. По моим мимолётным наблюдениям, основную массу составлял второй тип зрителей: это судя по радостным визгам вокруг. "Репиных" было мало, из зала вышла всего парочка-другая. Ну это понятно, всё-таки раскрученный "Хостел" - не та картина, на просмотр которой можно попасть по ошибке. А зрителя третьего типа я видел всего одного, ибо он сидел через ряд прямо передо мной. Хотя не исключаю, что их было больше. Вот такое вот распределение.
Покончив со вступительно-теоретическими рассуждениями не по теме, поговорим, наконец, о самой ленте. Но сначала давайте вспомним, с чего всё начиналось, а именно первый фильм, потрясший массы год назад. Надо признать, фильм не вписывался в обычный формат молодёжных слэшер-ужастиков. Причин на то было несколько: композиционные изыски сценариста и режиссёра, которые в своём роде стали новым словом в жанре; открытая демонстрация не сильно завуалированных сцен жестокости; ну и, собственно, общий стиль картины, который ну никак не желал казаться легкомысленным кином на час, несмотря на трэшевость своих составляющих. Страх после просмотра оставался, как липкая паутина - во многом потому, что подсознательно люди понимали: история о тайной организации, обслуживающей психопатов-садистов, имеет все шансы существовать НА САМОМ ДЕЛЕ. В реальности. В нашей.
Сюжет второй части "Хостела" чуть пересекается с первым фильмом... но, как оказывается, ненадолго. Потом нас знакомят с новыми лицами. Если в первой части мы видели компанию из трёх развесёлых парней, гуляющих в своё удовольствие (один - серьёзный, один - повеса, один - ботаник), то здесь всё точно так же, кроме маленькой детали: на сей раз это не парни, а девушки. Подруги Бет, Уитни и Лорна собираются отдохнуть в Праге, но, конечно, находится добрый попутчик, который рекомендует девушкам гораздо более интересное место для каникул: Братислава, Словакия. Тот самый, где расположен печально неизвестный Hostel, то есть молодёжная гостиница. Поддавшись искушению, подруги меняют пункт своего назначения и оказываются, грубо говоря, в плохом месте.
По форме фильм - практически копия первого. Сюжетная калька, прообразы персонажей, жанровая разделённость (до половины - комедия с лёгким нагнетанием, после половины - чёрный-пречёрный слэш-хоррор), и даже мелкие детали - они повторяют первый фильм. Отличная игра на саспенсе, браво создателям - те, кто видел первый фильм, дрожат с первых минут. Тем более, что повторение вовсе не скучно, нет! Наоборот, по СОДЕРЖАНИЮ это совершенно иной фильм, позволяющий по-иному взглянуть на вещи, увиденные нами ранее. "Организация" видится нами не только глазами жертв, но и её служащих, и даже глазами её клиентов, охочих до крови. Честно говоря, если отбросить Need for Blood, то мне интереснее было наблюдать за спокойными промежуточными сценами с психологическими играми, чем за "мясом". В этом плане создатели постарались. В итоге по наполненности "Хостел 2" точно уделал своего предшественника.
А рубилово?.. Ну, тут всё по неписаному правилу: продолжения ужастиков должны быть в разы кровавее, чем истоки. Так и вышло. Как и в первом фильме, самая леденящая сцена - первая, после которой "репины" не выдерживают. То, о чём говорят: "Слабонервным не рекомендуется". В дальнейшем встречается ещё много жутких, если не сказать, отвратительных сцен, но, как мне показалось, они плетутся далеко позади первой сцены. Хотя... по силе воздействия на психику пальму первенства бесспорно держит "мирный" эпизод с онлайновыми торгами за "товар" - маленький шедевр саспенса. Жуть.
По части техническо-оформительного исполнения (свет, операторская работа, окружение, музыка) претензий у меня нет. Даже есть похвала музыкальному сопровождению, который имеет акцент в сторону классики (старый европейский город всё-таки). Наверное, пару треков из ОСТ'а к фильму я бы себе в коллекцию добавил. Уверен, без привязки к фильму они будут хорошо расслаблять перед сном.
Общий вердикт: мне фильм понравился (даже больше, чем первый). Но есть одно "но": я - зритель третьего типа, так что мои положительные впечатления вполе могут произрастать из обычной фрейдисткой почвы. Короче, если чувствуете себя в достаточно хорошей brain-форме, чтобы смотреть, то идите, но только не ведите туда девушку/парня, если только он/она сам/сама вас не попросит. Мало ли что... ;)
P. S. По-прежнему не понимаю, какое отношение к этому фильму имеет Квентин Тарантино...
Изменено: Георгий Старков, 26 Июль 2007 - 17:38