Автор: перевод Ильи Неворотова
10.09.2009
-
Скульптор и концепт-дизайнер Джорду Шелл (Jordu Schell) вдохнул жизнь в народ На'Ви — расу синекожих пришельцев из нового фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». Зрителю знакомы работы Шелла по таким знаменитым фильмам, как «В поисках Галактики», «Рассвет мертвецов», «Хэллбой» и «Мгла». В своём интервью Джорду рассказал о работе с Кэмероном, об актрисе, ставшей прообразом Нейтири (Neytiri), главной героини фильма, а также почему спецэффекты — не самая интересная часть «Аватара»
-
Когда ты начал работу над «Аватаром»?С мая 2005-го, когда Джим (Кэмерон — прим.пер.) только-только начал собирать команду. Нас тогда было четверо — я и ещё трое ребят, среди которых был знаменитый Уэйн Бэрлоу (Wayne Barlow ), дизайнер персонажей. Тогда моей задачей на проекте были иллюстрации, поэтому я начал делать эскизы, наброски, иллюстрации и так далее.
Я был немного растерян, потому что мой основной вид творчества это скульптура, не компьютерная причём, а самая обычная. Ну и вот эта растерянность и стала причиной моего ухода уже в июне 2005, в иллюстрировании я чувствовал себя дискомфортно. Но уже в ноябре Джим позвонил мне и сказал: «Слушай, те ребята, которые работали в 3D графике не понимают, чего я хочу. Знаешь, я решил, что мне нужны скульптуры». Вот так я вернулся и стал делать скульптуры. И Джим, кстати, сразу проникся — это оказалось лучшим средством для изображения его задумок. Я начал работу над макетами персонажей — первой стала Нейтири — и в результате я создал макеты для всех персонажей будущего фильма.
А как много времени занял этот процесс? Сколько вариантов тебе пришлось перепробовать?Когда я начал создавать Нейтири в виде бюста, Джим попросил сделать полную скульптуру — он хотел увидеть «физику» всего тела. Я сделал макет примерно сантиметров 40 высотой (быть может его покажут в документальном фильме о создании «Аватара»). Как мне кажется именно после создания модели Нейтири я стал для Джима незаменимым членом команды. Помню, он зашёл ко мне в мастерскую, увидел макет и воскликнул: «Это она! Это она! Это она! Не меняй ничего! Это то, что нужно!». От Джима услышать такое просто невероятно.
Кэмерон в первый раз увидел макет в полный рост?Да, это была моя самая первая полная модель для фильма.
А всего сколько моделей ты придумал?О-хо-хо... Я сделал дизайн главной героини. Всего... не знаю, короче, около 15 макетов персонажей и множество макетов разнообразных существ для фильма. Большинство этих макетов — все эти макеты — сделаны по рисункам и эскизам других художников, я просто переводил их в более реалистичную плоскость, придавал объём.
Общая задумка внешнего вида На'Ви, то есть эта их «кошкоподобность», это полностью идея Джима. Это то, чего он хотел. До моего прихода он уже создал набросок лица Нейтири, отличный эскиз с чёткой концепцией. А кто-то попытался сделать на основе этого эскиза компьютерный концепт всего тела этих инопланетян, но по компьютерным наброскам не было понятно, что к чему, не было органики. Именно поэтому Джим и пригласил меня.
Когда ты только начинал свою работу над макетами, что сам Кэмерон рассказывал про На'Ви? Ну, мне объяснили, что это гуманоиды, кожа у них синяя, они похожи на кошек, но Джим очень хотел видеть их больше человекоподобными существами, чем кошками, лица должны быть более человеческими. Он хотел сделать их пластичными, грациозными.Ну и рост этих существ — порядка трёх метров. То есть все базовые физические параметры я знал. Понятно, мне дали почитать сценарий, как раз из сценария прояснилось как На'Ви должны вписываться в их инопланетный мир.
А образ этих созданий — он продиктован исключительно животным миром или быть может основан на изображении инопланетян в каких-то других фильмах или книгах?Я бы так не сказал. Когда я начал работать с образом Нейтири у меня на столе лежала целая стопка фотографий актрис, которые ему (Кэмерону — прим.ред.) нравились, причём не обязательно эти актрисы должны были играть в фильме, озвучивать его или работать для motion capture, нет. Эти снимки были отобраны для вдохновения, для того, чтобы передать этнический колорит лиц этих актрис. Помню, очень ему нравилась одна актриса, К'Орианка Килчер, которая играла в фильме «Новый Свет», по мотивам истории о Покахонтас. Но ко мне на стол он положил фото Мэри Джей Блайдж и других красавиц с яркими национальными чертами лиц.
Как ты сказал, когда Кэмерон увидел первую скульптуру и объявил, что это то, что надо.Вот с тех пор дизайн модели как-то менялся?О, это интересный вопрос! Так, я сделал макет. Ему понравилось всё: лицо, тело, физика, пропорции, анатомия. На определённом этапе к работе подключились ребята из студии Стэна Уилсона — их задача была довести лица до совершенства, «прилизать» имеющийся концепт. Но они предложили лица очень сильно, просто радикально отличающиеся от моих наработок. Я решил тогда: «Пусть Стив занимается лицом, а я тогда буду работать над дизайном тела».
Но самое интересное: когда я посмотрел трейлер, лицо Нейтири почти такое-же, как на моей модели. То есть практически один в один! Может быть это из-за того, что в компьютерной графике что-то могло измениться — анатомия стала более чёткой, или наоборот более пластичной, трудно сказать. Но образ героини из трейлера очень сильно похож на лицо макета, над которым я работал.
А ты говорил кому-нибудь об этом? Никто не сообщал тебе, что они решили вернуть всё как было?Нет, потому что я покинул проект в 2007 году. Моя работа была завершена, я ушёл и Джим начал съёмки. Так что я не был особо посвящен, что там творится в недрах Weta Digital. Один из основателей Weta, Ричард Тейлор, мой друг, но мы как-то особо не говорили о том, как продвигаются у них дела с «Аватаром». Было понятно, что работали они тогда как пчёлки, да и сейчас наверное тоже работы хватает.
А что можешь сказать о сексуальной привлекательности женских персонажей? Ставил ли Джеймс Кэмерон задачу сделать героинь сексапильными? Ну Кэмерону хотелось сделать их очень красивыми. Почти наверняка в процессе обсуждения Джим просил меня поработать над эффектом их сексуальной привлекательности, ну чтобы зритель хотел, эмм... заняться с ними любовью. Сказано было конечно по-другому, Джим в выражениях не стесняется.
Ну вот я и сделал нечто... не знаю насколько сексуально привлекательную, но однозначно красивую инопланетянку. Джим наверняка хотел именно этого — ему действительно нравятся женщины такого склада тела, с соответствующими формами, ну и у моей модели большие руки и ноги... большое всё, она создаёт впечатление большого и сильного создания.
Значит, модель создавалась в соответствии с его понятиями о сексуальности?Ну уж точно не с моими. Ну то есть я бы слепил что-то наподобие Гретхен Мол (Gretchen Mol), например. А Нейтири — большая, высокая, фактурная, крутая женщина.
В какой степени народ На'Ви — продукт физической среды планеты Пандора? Они так выглядят просто для красоты, или режиссёр хотел показать, что на планете есть что-то такое, что заставляет их быть именно такими? Вот например почему они синего цвета?Эээ... честно говоря, я думаю, они синие потому что это необычно и загадочно. Может быть в сюжете и есть какое-то объяснение в плане экологии... в сценарии я такого не припомню. На планете, вроде как, всё с таким голубовато-синим оттенком, по крайней мере так я запомнил. Джим не вдавался в подробности, во всяком случае в наших с ним разговорах, о каких-то особенных экологических или природных факторах, из-за которых На'Ви именно такого цвета. Но я точно знаю, что этот народ был изначально задуман синекожим. Он говорил: «Я очень хочу, чтобы они были необычными. Мне хочется вот этих вот загадочных деталей», так что внешний вид инопланетян именно такой, каким его хотел видеть режиссёр.
То есть просто для экзотики?Уверен, что да.
А что насчёт их кошкоподобности? Есть ли какое-то объяснение тому, что они похожи на кошек?Не знаю. Может быть потому, что он считал, что кошки очень элегантны. В смысле лошади, например, тоже элегантны, но инопланетян с лошадиными мордами представить сложно. Так что видимо просто для элегантности. Ну и ещё мы хотели сделать их очень обтекаемыми, гладкими, так что у мужчин-инопланетян по-моему даже отсутствуют половые органы.
На ролике со «Дня Аватара» мы видели какой-то отросток, выходящий из косы Салли, которым он соединялся с драконом. Это часть дизайна или коса тоже просто для красоты?Да, это часть дизайна и эта коса играет важную роль в культуре На'Ви. Хотя наверное мне не стоит рассказывать о подробностях до премьеры фильма.
А ещё какие-то сюрпризы с дизайном будут в фильме?Совершенно точно. Там много всего такого, чего не увидишь глазом.
На'Ви ещё более невероятные, чем кажутся?Ага! Ну они конечно не превращаются в гигантских демонов, но вы увидите кое-какие аспекты — интересные, необычные и свойственные только этим существам.
Работа над «Аватаром» отличалась от работы над дизайном других фильмов?Единственное отличие — это был долгий, очень долгий проект. Было очень много всего, огромное количество работы и огромное количество людей, работавших над фильмом. Самый крупный проект, в котором я участвовал.
А ты следишь за отзывами о фильме в интернете? Многие разочарованы внешним видом На'Ви — одни считают их чересчур похожими на кошек, другие наоборот, слишком человекообразными.Ну, некоторым моим знакомым они не нравятся, другие наоборот в восторге. «Нравится-не нравится» — это обычная реакция фанатов. Если появляется реклама какого-то фильма, всегда есть как положительные, так и отрицательные отзывы. Единственный способ избежать отрицательных отзывов — просто не пускать рекламу, и всё. Всем не угодишь. Так что это обычное дело — кому-то нравится, кому-то нет.
Например, когда выходил «Район №9», за 2-3 недели до премьеры никто и не знал ничего про этот фильм. Он появился просто из ниоткуда. В результате — куча восторженных отзывов. Если бы этот фильм рекламировался за год или за полгода до выхода как «прорыв», «новое слово в кинематографе», наверняка в интернете была бы огромная волна негатива. Это обычная реакция на агрессивную рекламу и громкие рекламные обещания.
А что ты хотел бы сказать людям, которые разочаровались после просмотра трейлера?Если они разочарованы внешним видом инопланетян — тогда ничего не хотел бы сказать. Их внешний вид вот такой, и всё. Сама история настолько сильная, что визуальная сторона не так то и важна. Фильм не про спецэффекты. К спецэффектам отношение у нас было пост-модернистское — мы рассказываем зрителю историю, а визуальные эффекты просто должны помочь перенести нашего зрителя в мир «Аватара».
Оригинал интервью:
io9