Бытует распространенное мнение, что в музыке уже давно все или почти все, придумано, и что сегодня музыканты все реже изобретают что-то новое. Наверное стоит признать небезосновательность данных рассуждений. Особенно глядя на мейнстрим, где бизнес штабелями плодит клоны, отформатированные под наиболее разрекламированные форматы. И в то же время, в любом менее востребованном направлении найдется может быть десяток-два важных имен, большинство же - дженерик <тэг>.
В действительности, все ли так фатально? С накоплением музыкального наследия и его доступности, обнаружить похожесть стало в разы легче. С другой стороны, сравнивая музыку 19го, начала 20го века с сегодняшней, чувствуется колоссальная разница. Многое из того, что сегодня считается красивым и мелодичным, в то время восприняли бы за хаос. Все таки музыка меняется. Но в общей массе, она не способна к резким переменам, она постепенно трансформируется, наследуя опыт прошлого и впитывая повседневную действительность настоящего времени. В отдельных случаях появляются, и всегда были уникальные представители, но это более редкое явление. Хотя порой их влияния достаточно, чтобы изменился путь целого пласта музыкантов.
Что же есть музыка и какие у нее могут быть перспективы? Что и какое влияние может на нее оказать? Исчерпывающего ответа здесь мы не получим, но можно просто поразмыслить. Проще говоря, музыка - это эстетически организованный во времени звук. Звук условно можно разбить на составляющие:
- выстраивание амплитуд обертонов в период атаки;
- изменение фазовых соотношений между обертонами от детерминированных к случайным (в частности, за
счет негармоничности обертонов реальных инструментов);
- изменение формы спектральной огибающей во времени во все периоды развития звука: атаки, стационарной
части и спада;
- наличие нерегулярностей спектральной огибающей и положение спектрального центроида (максимума
спектральной энергии, что связано с восприятием формант) и их изменение во времени
- наличие модуляций - амплитудной (тремоло) и частотной (вибрато);
- изменение формы спектральной огибающей и характера ее изменения во времени;
- изменение интенсивности (громкости) звучания, т.е. характера нелинейности звукового источника;
- наличие дополнительных признаков идентификации инструмента, например, характерный шум смычка, стук
клапанов, скрип винтов на рояле и др.
Разумеется, все это не исчерпывает перечень физических признаков сигнала, определяющих его тембр.
Поиски в этом направлении продолжаются.
Однако при синтезе музыкальных звуков необходимо учитывать все признаки для создания реалистичного
звучания.» *
периодических сигналов. Если это простое
гармоническое колебание, например, синусоидальный
сигнал от генератора, то период колебаний T
определяет частоту f = 1/T, поэтому определяющим
параметром для различения высоты является частота
сигнала.
Если это сложный звук, то высоту слуховая система
может присвоить по его основному тону, но только
если он имеет периодическую структуру, т.е. спектр
его состоит из гармоник (обертонов, частоты которых
находятся в целочисленных отношениях). Если это
условие не выполняется, то высоту тона определить
слуховая система не может. Например, звуки таких
инструментов как тарелки, гонги и др. не имеют
определенной высоты.» *
Теперь вспомним про управляющих высотой звуков - мелодии и гармонии:
звука, отличающихся по частоте всего на 0,2%. Такая
тонкая разрешающая способность слуха позволила
установить, что ниже частоты 500 Гц можно выделить
примерно 140 градаций высоты тона, в диапазоне от
500 Гц до 16 кГц - примерно 480 градаций высоты тона
(всего 620 градаций). В европейской музыке
инструменты с равномерно темперированной шкалой
используют порядка 100 градаций высоты тонов. Но
возможности слуховой системы гораздо больше - 620
градаций высоты, и это основа для развития
современной микротоновой и спектральной музыки» *
Суммируя всю информацию, напрашивается вывод, что музыка может обретать самые неповторимые формы и в будущем, скорее всего изменится до неузнаваемости. При этом на нее большое влияние оказывает окружающая действительность. Как отдельные факторы жизни находят отражение в музыке и почему именно в том или ином виде - сложный вопрос. Возможно это связанно с ассоциативным и образным мышлением.
_____
* "Основы психоакустики" Ирина Алдошина (член Совета директоров Audio Engineering Society)