Опубликовано 31 Март 2011 - 19:14
Сейчас буду оценивать лайновскую экранизацию "Лолиты" так, будто смотрю впервые. Жаль, что в фильм не уместилась предыстория, а Анабеллу показали всего в нескольких кадрах, вырезав большУю часть предпосылок к тяге к запретной любви. Но Гумберт в первых после вступления кадров - хороший, настоящий.
Шарлотта - тоже отлична. Одинокая американская вдова, легкомысленная, неглубокая, книжная. Флиртующая с Гумбертом с момента первого появления обоих в одном кадре, искренне считающая себя умной и романтичной.
Лолита. Собственно, я и пересматривать этот фильм начал из-за того, что подозревал ее в нераскрытии образа, его осквернении. Но - нет. Ло чиста и практически безупречна. Сыграна максимально близко к той самой Ло в рамках сценария. Девочка, принужденная к взрослым играм, старающаяся в них выживать.
Вот в них-то вся проблема и есть - в рамках сценария. Мы не видели Гумберта Настоящего, Гумберта Отвратительного, не могущего сопротивляться своим болезненным потребностям, планирующего убийство жены, строящего планы на рождение Лолиты Второй, когда нынешняя Долорес станет для него слишком старой; мы не побывали в его снах. Мы видели Лолиту искренне плачущей всего лишь раз, и быстро забыли, не придали значения. Без этих красок педофил выглядит чуть ли не жертвой маленькой коварной девочки. Без этих красок блекнет сцена исцеления Гумберта, растлившего нимфетку и впервые в жизни полюбившего, в принципе, взрослую женщину.
Хорошо, что Куилти было столько же, сколько в оригинале; что все хотя бы поняли, кто он и ради чего умирает. Эта сцена - ожившие страницы книги, она пронзительна, финальна.
Но самая пронзительная мука в том, что в хоре голосов играющих детей на закате истории не было главного - ее - голоса.