Фильмами Ларса фон Триера я интересуюсь не шибко. На мой взгляд, эта его концепция с "Догмой" больше похожа на попытку эпатировать публику, нежели на полноценный художественный приём. И "Догвилль", и "Танцующую в темноте" я смотрел в своё время, но особого восторга от дрожащей камеры и мутных цветов не испытал. Режиссёр, несомненно, талантливый, но фильмы его не того сорта, которые мне нравятся. Поэтому этим летом я и не пошёл в кинотеатр на его новый фильм "Антихрист", решив посмотреть его как-нибудь потом у себя дома в одиночестве. Что на прошлой неделе и сделал.
Фильм приятно меня удивил, более того - стал одним из культурных шоков, которые случаются не так уж часто (в последний раз такое у меня было от просмотра фильма "Тишина"). Всё-таки отказ от непрофессиональной камеры и нарочитой примитивности картины пошло фильму на пользу. Видеоряд "Антихриста" очень красив, но дело даже не в этом, а в самой сути фильма. С порносценами, конечно, имеется некоторый перебор, но даже так - каждая сцена имеет своё значение и вносит свою лепту в формирование атмосферы фильма.
Я в последние дни прочитал много рецензий на этот фильм - и, что удивительно, почти ни одна рецензия не повторяется в своём восприятии фильма. Кто-то видит в "Антихристе" чистую провокацию, кто-то видит одну большую отсылку к "Зеркалу" Тарковского, кто-то считает его отчаянным зовом депрессивного режиссёра на помощь, кто-то видит перефразировку библейской истории, кто-то считает, что фон Триер заявляет свою позицию против женщин, кто-то, наоборот, думает, что режиссёр на самом деле восхищается природой женщин, кто-то увидел в картине выстроенный фон Триером концептуальный "антимир", кто-то ещё что-то... Интересно, что все версии имеют практически одинаковое право на жизнь, не кажутся натянутыми.
Меня "Антихрист" поразил даже не каким-то особым смыслом своего содержания, а тем, что от картины исходит особая магнетическая мощь - при его просмотре неизбежно возникает ощущение попытки глубокого проникновения в основы основ мироздания, копания в таких глубинах строения человека и всей Природы, что страшно вообразить. И как-то даже неважно, что именно в результате этого копания получается. В этом фильм, по-моему, схож с "Так говорил Заратустра" Ницше - можно быть не согласным позицией автора или не понимать её вовсе, но, чёрт возьми, сильно. Давит. Воодушевляет.
Если говорить о моём восприятии содержания фильма, то ближе всего мне позиция, выраженная в одной из рецензий - о том, что в союзе мужчины и женщины в глубинной сути имеется нечто изначально инфернальное, тёмное, и при отсутствии любви между ними это тёмное зерно может вырасти в что-то по-настоящему страшное.
P. S. Да, а почему всем кажется, что говорящая лиса - это смешно? По-моему, это один из действительно страшных моментов фильма, ничего смешного. За исключением разве что ночного жёлудевого дождя и, конечно, знаменитого удара поленом. ;)