Для начала стоит сказать, что основной сюжет Брейда раскрывается всего в 2 уровнях - в последнем и в эпилоге. Те книги, которые мы читаем между мирами, мало чего проясняют в основном твисте и служат в основном для художественного описания механики следующего мира:
Мир номер 2But if we've learned from a mistake and become better for it,
shouldn't we be rewarded for the learning, rather than punished
for the mistake?В книгах второго мира мы видим рассуждения на тему, как бы было хорошо учиться на ошибках, не испытывая при этом их тяжелые последствия. И действительно, во втором мире у нас есть возможность отматывать время назад, избегая смерти и в то же время учась на своих ошибках.
На собранном пазле изображен парень (кстати, очевидно, что это не Тим), забавляющийся с какой-то девушкой. Он тянется за бокалом, но случайно опрокидывает бутылку вина - яркий пример ошибки, вещи, которую нельзя исправить в реальном мире, где нет кнопки Rewind.
Мир номер 3В книгах продолжается тема использования Ревайнда для создания идеальных отношений:
He had been fiercly protective, reversing all his mistakes so
they would not touch her. Likewise, keeping a tight rein on her
own mistakes, she always pleased himОднако при таком существовании невозможно достичь ничего, выходящего за рамки обыденности, и отношения, пусть и идеальные, становились ловушкой:
Thus you cannot defy her expectations or escape her reach.
Her benevolence has circumscribed you, and your life's
achievements will not reach beyond the map she has drawnПоэтому:
Tim needed to be non-manipulable. He needed a hope of
transcendence. He needed, sometimes, to be immune to the
Princess's caring touch.То есть, иногда Тиму нужно было освободиться от оков времени, а точнее, быть non-manipulable. И - вуаля - особенностью третьего мира является наличие объектов, не поддающихся манипуляциям со временем и необходимых для прохождения, для новых достижений.
На пазле мы видим человека, поднимающего бокал. Что он означает в контексте этого мира, я, увы, сказать не могу. Как предположили на одном из форумов, возможно, алкоголь помогает освободиться от оков времени)
Мир 4Visiting his parents' home for a holiday meal, Tim felt as
though he had regressed to those long-ago years when he
lived under their roof, oppressed by their insistence on
upholding strange values which, to him, were meaningless.В книгах четвертого мира говорится о том, как Тим, посещая различные места из своего прошлого (родительский дом, университет), словно возвращается назад в то время, когда он был там. Наваждение исчезает, только когда он движется вперед,навстречу своей цели. Соответственно и в этом мире время движется вперед, только когда мы идем "навстечу цели" (читай, концу уровня), а возвращаясь назад, мы заставляем его менять свой ход.
На пазле изображен человек, заглядывающий в свою детскую - в продолжение темы ностальгии и возврата в прошлое.
Кстати, обратили ли вы внимание на пару интересных деталей?
Мир 5She never understood the impulses that drove him, never quite
felt the intensity that, over time, chiseled lines into his face. She
was never quite close enough to him - but he held her as though
she were, whispered into her ear words that only a soul mate
should receive.
Over the remnants of dinner, they both knew the time had come.
He would have said: "I have to go find the Princess," but he didn't
need to. Giving a final kiss, hoisting a travel bag to his shoulder, he
walked out the door.
Through all the nights that followed, she still loved him as though
he had stayed, to comfort her and protect her, Princess be damned.Связать текст и механику этого мира весьма сложно, хотя кое-что можно предположить: Тим, хоть и не был близок со своей девушкой, вел себя так, словно любил ее; перед уходом он должен был сказать, что время пришло, однако промолчал; и наконец, он ушел, хотя она любила его так, словно он остался - то есть в каждой ситуации присутствуют словно два героя, реальный и какой-то призрачный, который поступает так, как от него ожидают. Механика же предусматривает создание двойника, который делает все то, что сделали вы, до того как отмотали время назад. Обратите внимание, что а) - девушка Тима и Принцесса - разные люди, и б) - Принцесса упоминается тут в отрицательном смысле, погоня за ней оборачивается несчастьем для других. Я вернусь к этому моменту позже.
Что же касается пазла, то тут все понятно - двойники, один человек в двух разных местах в одно и тоже время.
Мир номер 6.
But the ring makes its presence known. It shines out to others
like a beacon of warning. It makes people slow to approach.
Suspicion, distrust. Interactions are torpedoed before Tim can
open his mouth.
Ну тут все просто - кольцо Тима делает прочих людей "медленными", тяжкими на подъем, и ему приходится прятать его в кармане, чтобы все вели себя естественно (как замужние мужчины прячут обручальные кольца, перед тем как идти гулять по клубам)). Кольцо тут служит скорее всего метафорой, означающей стремление Тима к Принцессе, и скрывать это стремление для героя трудно и даже мучительно:
Too long tucked away, this part of him might suffocate.На картинке изображен изможденный человек и кольцо, лежащее в мусорной корзине. Обратите внимание - из-за гравой границы виднеется постер времен Второй Мировой войны, знаменитый "Uncle Sam".
В конце этого мира динозавр у флажка говорит:
It took you so long to get here!
But at long last, I can tell you that...
The Princess must be in another castle.
I've never met her...
Are you sure she exists?Это намек на то, что Принцессы может и не существовать, по крайней мере это может быть не принцесса в прямом смысле слова, не человек (см ниже).
И, наконец,
мир номер 1, хронологически первый.
В этом мире время для Тим идет в обратную сторону, в книгах тоже упоминается, что он постоянно движется навстречу прочим людям:
He thinks he discerns a message, when the cinema closes
and most of the audience strolls down the plaza to the south,
Tim goes north.
People like Tim seem to live oppositely from the other
residents of the city.Так же очень важен следующий отрывок:
Tim wants, like nothing else, to find the Princess, to know her at last. For
Tim this would be momentous, sparking an intense light that embraces the world,
a light that reveals the secrets long kept from us, that illuminates - or
materializes! - a final palace where we can exist in peace.
But how would this be perceived by the other residents of the city, in the
world that flows contrariwise? The light would be intense and warm at the
beginning, but then flicker down to nothing, taking the castle with it; it
would be like burning down the place we've always called home, where we played
so innocently as children. Destroying all hope of safety, forever.Он очень важен для понимания главного твиста, так что пока не будем его обсуждать, а просто запомним.
Итак, промежуточный итог:
Уже на этом этапе мы получили богатую почву для размышлений. Тим настойчиво, почти маниакально преследует некую принцессу (которая, исходя из концовки, вовсе не хочет, чтобы он ее заполучил). Эта погоня рушит его жизнь, ломает отношения с девушкой и вынуждает покинуть дом. Прочие же люди вовсе не разделяют его стремления, относятся к нему с подозрением и недоверием, словно он идет всем навстречу, так что Тиму зачастую приходится прятать свое стремление, скрывать свои желания (как кольцо в 6 мире). Да и момент, когда он все же найдет Принцессу, для Тима и прочих людей будет выглядеть совсем по-разному (см. отрывок выше). Причем намек на то, что Принцесса - необязательно реальный человек, позволяет подставить на ее место любую идею, мечту, желание, которое стремиться достигнуть человек. Чтобы сбылись твои мечты, нужно потрудиться; вполне возможно, что на этом пути придеться чем-то пожертвовать, что придется учиться на ошибках, что другие люди тебя не поймут. Однако нужно быть осторожным в своих стремлениях, ведь мечта может обернуться злом для всех остальных. А в реальном мире нет кнопки Rewind.
Так чего же на самом деле хотел Тим, что это за Принцесса? Почему встреча с ней может привести к "destroying all hope of safety, forever"?
В следующем посте обзор эпилога и раскрытие главного твиста.