Перейти к содержимому


Что такое аниме? Аниме - это...


  • Закрыто Тема закрыта
31 ответов в теме

#1 jBILL

jBILL
  • Гвозди

Опубликовано 11 Март 2006 - 13:23

Что такое аниме?

1. Аниме - это не мультик

Многие люди ассоциируют аниме с мультфильмами.
Это вполне ожидаемая реакция, ввиду того, что в России и странах СНГ методом мультипликации создавались произведения, в подавляющем большинстве рассчитанные на детскую аудиторию, а более серьезные сюжеты и экранизации комплексных литературных произведений выходили в виде кинематографических фильмов.
Цель первой главы - развеять это досадное заблуждение.


Аниме - это японские мультипликационные фильмы. Только не стоит путать с мультфильмами, так как "мультфильм", он же мультик, в русском языке означает скорее не фильм, полученный наложением последовательности картинок друг на друга, а нечто, предназначенное детской аудитории и носящее максимально доступную и упрощенную форму повествования.

Так уж вышло. Обратите внимание, что вы, когда слышите слова "мультик" или "мультфильм", наверняка ассоциируете их с "Ну, погоди!", "Том и Джерри", или же из современных анимационных - "Шрек", "Мадагаскар", и т.д. Почему так? Почему для детей произведения рисуют, а для взрослых разыгрывают на сцене?

Потому что детские произведения зачастую содержат приемы, которые легко нарисовать:
1) различные аллегорические образы, например, изображение животных в виде людей.
Это упрощает понимание более сложной морали для ребенка, ведь если главный герой будет убивать направо и налево других людей, пускай плохих, то это может критично отразиться на психике, а если это будут животные, например, храбрый и добрый лев будет расправляться с противными гиенами, то детское сознание воспримет факт победы, и опустит более сложные субконфликты.
2) комичные изобразительные приемы.
Например, волк, которому в троллейбусе прищемляет голову ("Ну, погоди!"), или Том, врезающийся во что-нибудь и сминающийся в лепешку ("Том и Джерри").

Это сложно снять вживую, точнее, это невозможно снять вживую без программного редактирования заснятого видеопотока. Зато это очень легко нарисовать.
Таким образом, технические особенности мультипликации как способа получения видео определили ей сферу применения.

Вот и решили для детей рисовать произведения, построенные на базовых понятиях этики (а впоследствии - анимировать трехмерные модели на компьютере). Ведь на первых этапах развития мультипликации нарисовать что-то солидно выглядящее было довольно проблематично, и, естественно, экранизировать "Войну и Мир" посредством мультипликации никто даже и не рассчитывал.
Исторически сложилось, что кинематографическое кино первично по отношению к анимационному, скорее всего ввиду того, что снимать кинематограф изначально было проще, ведь 10 минут анимации требуют около 10000 кадров-рисунков, да еще и координации усилий нескольких квалифицированных художников. Так что на начальных этапах развития фильмоискусства мультипликационный фильм был даже дороже кинематографического в некоторых моментах.
Вот и утвердилось в общественном сознании, что если нарисовано - значит для детей. Что впоследствии перешло в стереотип западного мышления.
Путем мультипликации также приноровились создавать сатирические фильмы, которые тоже требовали нестандартных изобразительных приемов.

Литературному произведению же идеологически эквивалентен кинематографический фильм, по сути обладающий сходной формой и сложностью построения повествования. Потому что произведения, построенные на комплексной морали, предназначены для взрослой, сознательной аудитории, которой необходима реалистичность изображения. Которую уровень развития мультипликации обеспечить не мог.

Так и повелось: детям рисуем аллегорию, взрослым снимаем на видеопленку драмы, исполняемые людьми.

Отсюда дифференцирование термина мультфильм - от исходного общего значения "1" перешли к частному значению "2", которое и укрепилось за этим словом в современном русском языке:
1) Исходно мультфильм - это художественный фильм, полученный методом мультипликации.
2) Современно мультфильм - это детский мультипликационный фильм, построенный на базовых понятиях морали, и использующий аллегорические изобразительные приемы.
Как видите, исходное значение дифференцировалось по аудитории.

По сути, фильм является следующим после книги этапом развития схемы передачи истории, несущей смысловую нагрузку (простоты рассуждения ради опустим тот факт, что книга, в отличие от фильма, предоставляет читателю возможность самому вообразить сцену и окончательный образ героя).
Выражения типа "книга всегда интереснее фильма" носят исключительно относительный характер, ввиду того, что писать текст гораздо легче, чем снимать фильм.

Взглянем на эту тему шире и отбросим этот ограничивающий фактор. Тогда выходит, что кинематографический фильм - это лишь одна из возможных форм визуализации, которая подразумевает предварительное заснятие живых актеров на пленку, с их активной игрой и всем многообразием моральных и жизненных оттенков.
Но ведь можно реализовать произведение и каким-нибудь иным способом, например, не издавать в виде текста и не снимать игру актеров на видеопленку, а рисовать происходящее. А почему нет? Мы же определились, что характер визуализации нас сейчас не интересует, а мультипликационный и кинематографический фильмы отличаются как раз лишь формой визуализации. Обратите внимание на то, что сейчас создание мультипликационного фильма наоборот дешевле эквивалентного кинематографического, и как следствие - больше бюджета можно вложить в культурную ценность произведения.
То есть в конечном итоге важен факт передачи истории, несущей смысловую нагрузку.

Так вот, аниме является как раз мультипликационным фильмом. Однако прилагательное "мультипликационный" отражает лишь техническую сторону визуализации (multiplication - умножение, т.е. наложение нескольких полупрозрачных картинок одной на другую с целью получить движение изображения). Правильнее было бы назвать это "анимационным фильмом" (animation - анимация, оживление статичности, статичной картинки, т.е. "оживление" нарисованных героев).

Аниме бывает разное, как и фильмы, как и литературные произведения. Бывают комедии, бывают боевики, бывают драмы. Бывает сочетание этих жанров. Конечно же, нельзя утверждать, что, например, "аниме - это только для взрослых" , или "аниме - это только для детей" , потому что любой вид произведения может охватывать множество целевых аудиторий - бывают детские фильмы, бывают серьезные, так же и с аниме.

Итак, аниме - это не мультфильм в значении, устоявшемся в современном русском языке, и представление о том, что аниме всецельно рассчитано на детскую аудиторию, возникшее впоследствии дифференцирования термина мультфильм, неверно.
Аниме - это мультипликационный (анимационный) фильм, форма визуализации произведения. И приписывать его какой-либо возрастной категории, руководствуясь тем, что оно нарисовано, некорректно.



2. Чем особенно аниме?

Отличие аниме от всей западной киноиндустрии бросается в глаза.
Однако практически любой обособленный элемент культуры воспринимается в массах несколько искаженно в лучшем случае, а в общем видится совершенно не таким, каким является на самом деле.
Тот факт, что аниме это не мультик, мы уяснили. Цель второй главы - показать, в чем особенность аниме как направления культурного творчества.


Двумя главными особенностями аниме являются выразительная визуализация и широчайший спектр тематических направлений, т.е. широкий охват используемых тем и идей, достигаемый интегрированием мировой культуры.

Благодаря уникальному стилю рисунка аниме оставляет некое завораживающее впечатление, в которое можно влюбиться на всю жизнь. Дело в том, что в аниме объекты выглядят немного не так, как мы видим их в жизни, а так, как их воспринимает сознание.
Вспомните какой-нибудь образ из вашего личного прошлого, который вам хорошо запомнился, возможно, связанный с каким-нибудь памятным событием. Представьте его. А теперь обратите внимание, что представленный вами образ не совпадает 1:1 с оригиналом, а несколько искажен. Скажем так, художественно преувеличен, потому что вы выделяете в нем основные черты, определяющие его суть, и при составлении образа делаете на них акцент.
Действительно, ведь цель произведения - не показать что-то в натуральную величину, а передать идею посредством сути объектов.
Это и есть принцип построения изображения в аниме, благодаря которому и достигается эффект завораживания образом.


Вторая главная особенность - тематическая.
Суждение о том, что аниме носит идеологически национальный характер, неверно.

На самом деле тематика большинства анимешных сюжетов есть совокупность нескольких мировых культур и видов искусства.
Есть, конечно, немало аниме непосредственно о самой Японии, как о современной, так и об исторической, но это лишь часть возможных вариаций. В большинстве случаев, произведения содержат достижения как европейской, так и восточной культур, причем одно другому не только не мешает, но и дополняет. И так дополняет, что в результате выходит некий избирательный симбиоз, адаптированный под современность (см. ниже).

Дело в том, что со сменой структуры бытия, обусловленной рывками в развитии бытовой техники, в обществе происходит обновление моральных ценностей. Какие-то ценности теряют свой смысл с переходом на новую форму человеческих взаимоотношений, какие-то теряют первоначальное значение и обретают новое, и какие-то вообще возникают на ровном месте, чтобы урегулировать новую общественную систему. Однако все эти метаморфозы объединяет одна общая тенденция - суммарная мораль идет по пути совершенствования, а не деградации, ввиду того, что общество должно выживать как система. Поэтому обычно на базе потери одной моральной ценности образуются несколько новых, сохранивших идею той, из которой были выведены. И цель этой рокировки - обеспечить гибкость общественной системы и выживание индивида в ней.
(прим. конечно, этот новый образ жизни диктуется чисто экономической необходимостью утилизировать продукты прогресса, то есть сам прогресс диктует нам, как надо жить, но сейчас мы опустим этот ньюанс)

Обратим внимание на то, что искусство конкретного временного периода отражает в себе моральные ценности этого периода. А те произведения искусства, которые отражают наиболее фундаментальную мораль, на базе которой удобно строить мораль современную, зачисляют в разряд классики.

Так вот тематика аниме построена на морали, собранной из классики европейской и восточной культур, адаптированной под современное общественное бытие.

Имеет смысл не просто моделировать временной период, а моделировать систему культурных ценностей этого периода, потому что именно она является основой модели общества. И складывается, в свою очередь, из исторических культурных достижений конкретной общественной системы. Особенность аниме в том, что оно не односторонне в этом вопросе, и собирает в себе достижения обеих крупнейших цивилизаций - и востока, и запада.
Согласитесь, что идея произведения будет усваиваться лучше, если ее преподносить в антураже, соответствующем морали временного периода жизни индивида. Так? А нашему временному периоду как раз соответствует упомянутый выше симбиоз двух основополагающих культурных направлений, которые благодаря развитию информационных технологий в последние десятилетия ХХ века стали целиком и полностью доступны рядовому жителю планеты. Доступны в достаточной мере, чтобы оценить их, выделить требуемые особенности и использовать в целях более комфортного существования в обществе.

Таким видом культуры, по идее, должен владеть современный образованный человек, поэтому иногда кажется, что герои аниме с продвинутой моделью мира несколько идеализированы в плане навыков и образования.
В реальной жизни вы не найдете людей, которые сногсшибательно выглядят, находятся в превосходной физической подготовке, владеют техникой восточной борьбы, сочиняют музыку, профессионально рисуют, досконально знают математику и численные методы, и, философствуя, изъясняются на романтическом наречии.
Это невозможно ввиду наложения ряда ограничений на индивида системой общества - например, переход на контрактную систему высшего образования, острая материальная зависимость индивида в обществе и необходимость считаться и подстраиваться под свежесформированную мораль временного периода, в котором живет индивид.
Поэтому такой образ жизни не является примером для молодежи в ежедневно предлагаемом нам масс-медиа, и воспринимается в кругу рядовых обывателей как нечто чужеродное.

Это одна из целей аниме - показать, на что способен человек, и к чему стоит стремиться. Показать, с одной стороны, местами чересчур идеализировано и неправдоподобно. А другой стороны - почему оно кажется нам неправдоподобным? Не потому ли, что мы идем на поводу массовой поп-культуры, цель которой - сделать обывателя безопасным и зависящим от руководства работником?

Кроме того, в аниме довольно неординарный подход к фантастике. Миры составляются, опять таки, из обеих обобщенных культур - западной европейской и восточной японской, что сводит воедино, казалось бы, несовместимые вещи. Модель включает в себя наиболее прогрессивные, наиболее актуальные в нашей современной жизни аспекты национальных достижений, что делает анимешную фантастику необычайно колоритной. Почему именно фантастику? Потому что в нашей общественной системе ввиду ее моральных и экономических ограничений такой культурный симбиоз критически маловероятен.
Например, герои живут в городе европейского стиля, и в качестве оружия наряду с огнестрельным предпочитают, например, катану. Не потому что они японцы, а потому что это практичное многоцелевое холодное оружие. Они следуют западному этикету, не потому что они европейцы, а потому что этот этикет практичен. Руководствуются японской философией борьбы, но не потому. что они японцы, а потому что эта теория практична. С точки зрения современного модернизма.

Модернизм - направление в католицизме кон. 19 - нач. 20 вв., стремившееся к обновлению католического вероучения, "согласованию" его с современным научным и философским мышлением.
Модернизм - Общее название разных направлений в искусстве конца 19 - начала 20 в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.

Под современным модернизмом понимается интегрирование культурных достижений мирового общества.

Итак, аниме выделяется среди мирового киноискусства многогранной, современной моделью общественной и индивидуальной морали (см. выше), которую преподносят обычно в фантастическом антураже, построенном на модели нашего современного мира и общества.

#2 Lovecraft Lover

Lovecraft Lover

    Engine screaming ^_^

  • Заглянувший в кошмар™
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 3 479 Сообщений:

Опубликовано 11 Март 2006 - 18:10

Застолбил местечно для критики =)
Кстати, в английском языке как раз все проще с тем к какому виду мультипликации отнесьти аниме:
cartoon - это для самой юной аудитории, а аниме - это animation (что логично ^^) и соответственно для совсем разных зрителей и на разные темы...
Просто наши "мультики" как то даже более подходяще звучит для аниме, чем их cartoon
  • 0

#3 Билл

Билл

    Неистовый

  • Заглянувший в кошмар™
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 4 652 Сообщений:

Опубликовано 11 Март 2006 - 22:33

Нуу, мы тут про русские стереотипы vertag.gif. Кстати, мануал сей версии 0.7, или что-то около того. Выложил, чтобы проверить, работают ли теги у адванседов biggrin.gif. Надо будет удалить, когла все, кто хочет, прочитают.
  • 0

#4 KenayA

KenayA

    i know the rules and i've no regrets

  • IDIOTъ's™
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 776 Сообщений:

Опубликовано 11 Март 2006 - 22:43

Так и не понял - посему аниме не мульт? Мульт. Просто специфичным образом сделанный.
  • 0

#5 Билл

Билл

    Неистовый

  • Заглянувший в кошмар™
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 4 652 Сообщений:

Опубликовано 11 Март 2006 - 22:55

Читай, черт возьми, целиком и внимательно.
  • 0

#6 FreeMAN

FreeMAN

    Uchiha Sasuke

  • Заглянувший в кошмар™
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 2 833 Сообщений:

Опубликовано 14 Март 2006 - 12:43

Могу сказать тока одно... Зачот... нах crazy.gif
Билл реально все расписал, конечно это не последняя версия, но тем не менее smile.gif.
  • 0

#7 TeoR

TeoR

    Просветленный

  • Заблудшие души
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 797 Сообщений:

Опубликовано 14 Март 2006 - 15:56

Конечно написанно здоровски,но...

Мое личное представление о Мультфильме:
Мультфильм - корени Мульт и фильм,тоесть мультипликационныи фильм.
Все,думаю больше пояснении ненадо russia.gif
  • 0

#8 Билл

Билл

    Неистовый

  • Заглянувший в кошмар™
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 4 652 Сообщений:

Опубликовано 16 Март 2006 - 19:46

Цитата(TeoR @ Tuesday, 14 March 2006, 15:56)
Мое личное представление о Мультфильме:
Мультфильм - корени Мульт и фильм,тоесть мультипликационныи фильм.
Все,думаю больше пояснении ненадо  russia.gif
[snapback]205605[/snapback]


Ну неужели я так недоступно написал blackeye.gif?
Самоцитирование:
Цитата
Итак, аниме - это не мультфильм в значении, устоявшемся в современном русском языке, и представление о том, что аниме всецельно рассчитано на детскую аудиторию, возникшее впоследствии дифференцирования термина мультфильм, неверно.

  • 0

#9 SplasH

SplasH

    ARIA ©ompany

  • Заглянувший в кошмар™
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 1 123 Сообщений:

Опубликовано 16 Март 2006 - 20:09

Цитата(Билл @ Thursday, 16 March 2006, 20:46)
Ну неужели я так недоступно написал blackeye.gif?
Самоцитирование:
Цитата
Итак, аниме - это не мультфильм в значении, устоявшемся в современном русском языке, и представление о том, что аниме всецельно рассчитано на детскую аудиторию, возникшее впоследствии дифференцирования термина мультфильм, неверно.

[snapback]206127[/snapback]


Многим, наверное, нравится слово "мультиг".^^
Если тебя это хоть немного утешит - я никогда не назову аниме мультом.

создать [аниме - НЕ мульт team] ^___^
  • 0

#10 TeoR

TeoR

    Просветленный

  • Заблудшие души
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 797 Сообщений:

Опубликовано 17 Март 2006 - 00:32

Лично у меня слово мультфильм невызывает воспоминании о винипухе.
Если у когото ето так-ето уже его дело я думаю crazy.gif
  • 0

#11 Angel_Ok

Angel_Ok

    Свежая кровь

  • Рождённые
  • Фишка
  • 9 Сообщений:

Опубликовано 17 Март 2006 - 00:49

Респект за статейку! Я вот тоже не понимаю людей, которые считают что аниме это просто мультфильмы для детишек, а те кто его смотрят - извращенцы sad.gif. эх... даже жалко их
  • 0

#12 Alucard

Alucard

    Moondance Kid

  • sh.ru Old School
  • 3 905 Сообщений:

Опубликовано 17 Март 2006 - 00:51

Не знаю, я лично считаю, что термин есть термин, а уж кто там что под чем понимает - дело десятое. А потому аниме считаю такими же мультигами как и винни пуха и ёжика в тумане и короля льва. Просто сделанными в японии. Но это я к вопросу личного восприятия терминов, смысл же статьи мне ясен )
  • 0

#13 Angel_Ok

Angel_Ok

    Свежая кровь

  • Рождённые
  • Фишка
  • 9 Сообщений:

Опубликовано 17 Март 2006 - 01:06

Цитата(Alucard @ Friday, 17 March 2006, 0:51)
Не знаю, я лично считаю, что термин есть термин, а уж кто там что под чем понимает - дело десятое. А потому аниме считаю такими же мультигами как и винни пуха и ёжика в тумане и короля льва. Просто сделанными в японии. Но это я к вопросу личного восприятия терминов, смысл же статьи мне ясен )
[snapback]206290[/snapback]


ну, мультфильм мультфильму рознь, даже тот же самый Ёжик в тумане гораздо философичней того же винни пуха. главное для меня всегда(ну или почти) - сюжет и смысл, причём интересные и необычные, а иначе - зачем смотреть фильм или читать книгу, которую даже в кратце можно охарактеризовать "Ниочём"?
  • 0

#14 DeadiX

DeadiX

    Солит Снег

  • sh.ru Old School
  • 3 049 Сообщений:

Опубликовано 17 Март 2006 - 01:51

Естественно рознь, но от этого они мультфильмами не перестают быть. Алукард сказал - я его поддержу, а именно - "воспринимать можно как угодно", вот. А то что Билл написал это конечно правильно и верно все, только пережевано уже n-дцать раз везде где только можно. Собственно сами по себе мультипликационные фильмы - не только для детей, это в написанном раза три повторяется, это и ясно. Если кто считает иначе - он во власти стереотииипоооов О___О А так - мультипликацию только мультипликацией и называть, а уж рознится она действительно и по жанровой пренадлежности, и по куче других критериев. Вот что верно, так это то, что жанра "мультфильмы" не существует, во!
Цитата
зачем смотреть фильм или читать книгу, которую даже в кратце можно охарактеризовать "Ниочём"?


Что бы получать удовольствие от просмотра, вестимо. Ведь совсем не все должно нести в себе конечную идею какую то, иногда это действительно "что-то ниочём", и в этом есть своя привлекательность.
  • 0

#15 Билл

Билл

    Неистовый

  • Заглянувший в кошмар™
  • ФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишкаФишка
  • 4 652 Сообщений:

Опубликовано 17 Март 2006 - 19:53

Ну что ж, теперь понятно, чего в 0.1 не хватает...
  • 0