Прям порадовали меня.....
Мое любимое течение - символизм....
Символизм - литературно-поэтическое течение, течение так называемого "серебряного века", возникшее и приобретшее популярность на рубеже 19 - 20 века. Течение делилось на младо и старших символистов. Представители: из старших символистов - В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мерешковский, З. Гиппиус; из младосимволистов - А. Блок, В. Иванов, А. Белый. Главные принципы символистов:
- Приоритет религиозно-философских поисков;
- Мистическое содержание;
- Расширение худ. впечатлительности;
- Символ как средство постижения надреального мира;
- Словесный знак, образ, содержащий в себе множество значений, часто туманный, но выражающий настроение поэта, его лирическую стихию;
Разница между младо и старшими символистами:
- Неприятие реальности, уход в небытие(старшие символисты), принятие реальности через преодоление разрыва между реальностью и инобытием(младосимволисты);
- Идея конструирования мира в процессе творчества;
- Обращение к читателю - творцу, соавтору.
- Возрождение веры в высокое предназначение искусства;
- Близкий род искусства - музыка(для символистов - высшая форма творчества, дающая свободу самовыражения и восприятия)
"Действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков", - это высказывание Платона наиболее подходит к старшим символистам(Кстати, их творчество мне больше нравится, чем творчество младосимволистов)
Вот вам и несколько стихотворений:
В. Брюсов "Творчество"
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти лотаний на эмалевой стене.
Фиолетовые руки на эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонкозвучной тишине
Вырастают, словно блестки
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень лотаний
На эмалевой стене.
Дмитрий Мерешковский "Двойная бездна"
Не плачь о неземной отчизне,
И помни: более того,
Что есть в твоей мгновенной жизни,
Не будет в смерти ничего.
И жизнь, как смерть, необычайна.
Есть в мире здешнем - мир иной,
Есть тот же ужас, та же тайна -
И в свете дня, как в тьме ночной.
И смерть, и жизнь - родные бездны:
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.
Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.
И зло, и благо - тайна гроба.
А тайна жизни - два пути -
Ведут к единой цели оба,
И все равно, куда идти.
Зинаида Гиппиус
Окно мое высоко над землею,
Высоко над землею.
Я вижу только небо с вечерней зарею,
С вечерней зарею.
И небо кажется пустым и бледным,
Таким пустым и бледным...
Оно не сжалится над моим сердцем бедным,
Над моим сердцем бедным.
Увы, в печали безумной я умираю,
Я умираю,
Стремлюсь к тому, чего я не знаю,
Не знаю...
И это желанье не знаю откуда,
Пришло, откуда,
Но сердце плачет и хочет чуда,
Чуда!
О, пусть будет то, чего не бывает,
Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
Оно обещает.
Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете...
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.
И. Анненский "Среди миров"
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
***
Маки"
Веселый день горит... Среди сомлевших трав
Все маки пятнами - как жадное бессилье,
Как губы, полные соблазна и отрав,
Как алых бабочек развернутые крылья.
Веселый день горит... Но сад и пуст и глух.
Давно покончил он с соблазнами и пиром, -
И маки сохлые, как головы старух,
Осенены с небес сияющим потиром.
***
Я думал, что сердце из камня,
Что пусть оно и мертво:
Пусть в сердце огонь языками
Походит - ему ничего.
И точно: мне было не больно,
А больно, так разве чуть-чуть.
И все-таки лучше довольно,
Задуй, пока можно задуть...
На сердце темно, как в могиле,
Я знал, что пожар я уйму...
Ну вот... и огонь потушили,
А я умираю в дыму.
***
К. Бальмонт
"Придорожные цветы"
Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные Творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
В час, когда все празднуют рождение весны,
В час, когда сбываются несбыточные сны,
Всем дано безумствовать, лишь вам одним нельзя,
Возле вас раскинулась заклятая стезя.
Вот, полуизломаны, лежите вы в пыли,
Вы, что в небо дальнее светло глядеть могли...
***
"Я мечтою ловил уходящие тени..."
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мной уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей Земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Брюсов - "Сонет к форме"
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка,
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Оканемев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.