А мне он встречается в половине отзывов.
Пока узнаешь, что там - уже и прочитала. А развидеть не получается.
Мой взгляд таков.
Это фильм банально про уродов и людей, но рожденный из союза такой внешней красоты и такой внутренней чистоты, что просто бесконечно здоровый. С одной стороны – я думаю, что именно в этом его волшебство, которое остается у зрителя под кожей, катарсис, наличие которого делает творчество искусством. С другой – грустно: это ж насколько надо укорениться в поганом компромиссе с собственной и окружающей низостью, чтобы Красота и Чистота стали эмоциональным откровением, ведь казалось бы, что может быть естественнее? Хуже того – чтобы они вообще не тронули…
Кто тут сетовал, что "не для интеллектуалов"? Для интеллектуалов. Мой интеллект ( >170) был полностью удовлетворен. Вообще он требовательный, капризный и аллергик к тому же, но тут вылизал тарелку и много раз просил добавки. Дело в том, что интеллект – инструмент для повышения качества жизни (оно же здоровье). Если он уходит от этой цели в самоудовлетворение, то по науке называется интеллектуализациями: вещью искусственной и ведущей в тупики и лабиринты (где то самое горе, которое якобы "от ума"). А достигает он свою прямую цель путем просчитывания переменных на много ходов. Именно это и отсутствует у интеллектуализаторства: ему важнее игра сознанием, чем условно-конечная цель где-то там и ее кратчайшее достижение.
Так что с интеллектуальной задачей Кэмерон справился на высший балл: он ведет прямо без интеллектуализаторских зигзагов к здоровью. Причем к высшему его пониманию, передав большой привет Федору Михайловичу, знавшему, что красота – это не десертно-факультативное что-то, а дыхание самой жизни. Красота тесно связана с любовью, этикой, совестью, силой, здоровым интеллектом, волей, внутренней свободой – все это как бы необходимые органы полнокровной жизни, без чего-то одного – будет существование.
Лишись фильм чего-то из этого списка, он не был бы так популярен. И дело не в 3D, не все в нем смотрели. Дело в самом инстинкте жить: он тянется к здоровью (если интеллектуализаторство не загромоздило собой место, где в душе бьет живой родник).
Вот как бы Кэмерон и подразнил зрителей триалкой полнокровной жизни.
Мне, правда, самой далеко не сразу все понравилось. Неоновая яркость леса казалась чем-то дискотечно-неорганическим, синяя кожа никак не ассоциировалась с теплокровными, тем более фелиноидами, да и диспропорции лиц на первый взгляд показались страшны, а Джейк в земном виде произвел впечатление мечтательного слабовольного студента филфака, а не настоящего мужчины-воина (компенсировалось в синем виде его красивыми упрямыми глазами и аршинными плечами). Это убило бы другой фильм в моих глазах, а здесь все такой мелочью в итоге показалось.
И черт с ней, с 3D-революцией (или что там в заслуги фильму вменяют еще чисто технологическое), этим вот купанием души в красоте (во всех смыслах красоте) фильм сделал для человечества гораздо больше. Он, конечно, из уродов людей не сделает (
пример), купания недостаточно, когда грязь окаменела защитным панцирем настолько, что уже самим хозяином неотличима от собственной кожи. В сюжете и то это заняло несколько месяцев непосредственного погружения, а тут всего лишь фильм. Он просто делает небольшую инъекцию гармонии и целостности, а насколько она усвоится – за то не дядя Кэмерон отвечает. Агрессивным шакалам вряд ли расхочется делиться с миром своей к нему ненавистью, трусливые хикки с красными глазами и цыплячьими бицепсами все так же будут робко прятать бледненькие и тощенькие душевные тельца каждый в своей уютной тюремной каморке, давно согласившись отрезать крылья, потому что они в ней не помещаются. Быдло будет видеть ту же землю перед носом – ни неба, ни самых высоких деревьев не видно из положения на четвереньках, на котором оно обычно передвигается. Даже до любителей спортивного надругательства над чужими конструктивными ценностями наверняка не совсем дошло, чем отличается здоровье от штампов и шаблонов, а самостоятельное мышление от протестного. Не говоря уж о том, что такое "святыня" и "эмпатия" и какое отношение они друг к другу имеют.
Просто те, кто испытывал омерзение к вышеназванным категориям, будут испытывать его к ним еще немного острее, и еще немного больше любить то, что любили до этого.
P.S.
Hellen, при всем уважении – ваша мысль про эскапизм как центральную идею фильма мне напоминает анекдот "А вы на шкаф залезьте".