Цитата(DAFf @ Wednesday, 19 March 2008, 15:50) [snapback]371244[/snapback]
Цитата(SericK @ Wednesday, 19 March 2008, 8:48) [snapback]371146[/snapback]
Цитата
А вот если бы судьба была, и была такой, какой ее принято видеть - сценарием жизни, в котором невозможно изменить ни одной реплики, то какой тогда смысл у рая и ада?
А если рассматривать ее не как сценарий, а, грубо говоря, как взгляд из будущего? То есть вот вы сейчас смотрите, например, на все события вчерашнего дня и вроде как все знаете. Но вчера же поступали согласно своей свободной воле. И даже более того: если вы вчера совершили что-то, в чем сегодня раскаиваетесь, в этом виноват в первую очередь вы вчерашний (персонаж), а не сегодняшний (автор).
*в этой аналогии главное вовремя остановиться*
В таком представлении будущее отождествляется с настоящим и перестает существовать как таковое. Нет будущего = нет судьбы, так ведь?
Мне нравится объяснение этого у Августина Блаженного:
Цитата
Особый интерес в учении Августина представляет его концепция времени. В своих трудах он рассматривает парадокс: время обычно рассматривается как совокупность прошлого, настоящего и будущего. Но прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее — лишь бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим, и оно не имеет какой-либо длительности. Рассуждая на эту тему, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Прошлое и будущее всё же существуют, но в сознании людей: прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание. Августин обнаружил фундаментальную связь между памятью и временем: мы знаем о времени только потому, что помним прошлое.
Насчет соотношения свободы воли мне нравится позиция
Боэция Цитата
С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воли всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать в мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной этих самых действий.
То есть для человека существует только настоящее. Для абсолюта тоже существует только настоящее, но для него настоящее - это вечность. Так что зная настоящее, он знает все. И это все и есть судьба. Человеку же судьбу постигнуть не дано.
ЗЫ: я не религиозный фонадег, просто прослушал курс философии в Универе.
Изменено: SericK, 19 Март 2008 - 16:29