Сразу замечу - я в курсе, что фильм снят не по оригинальному сценарию, а по достаточно известному фантастическому роману "Похитители тел", который стал в своём роде культовым. Однако я сам книгу не читал и не смотрел другие экранизации, так что буду оценивать фильм абсолютно as is, как есть, обособленно от первоисточников.
Кэрол (Николь Кидман) - преуспевающий психиатр, дающий частные консультации. Она разведена со своим мужем, который занимает видный государственный пост, и живёт вместе со своим сыном Оли. Жизнь её процветает и течёт спокойно. В перспективе маячит призрак близких отношений с одним из коллег, доктором по имени Бен (Дэниел Крейг). Идиллическая американская мечта продолжается, пока над территорией Соединённых Штатов не терпит крушение космический шаттл, обломки которого раскидывает по обширной территории. Прежде чем учёные выясняют, что шаттл заражён внеземным биологическим вирусом, обладающим весьма странными особенностями, и успевают понять серьёзность угрозы, эпидемия разрастается, и одними из первых жертв неведомой болезни становятся бывший муж Кэрол, её коллеги и близкие...
По-моему, "Вторжение" - тот самый случай, когда хорошая реализация перевешивает минусы неоригинальной основы. Казалось бы, чего мы там не видели - космический вирус, массовая эпидемия, толпы людей, синий отблеск лабораторных ламп, мать с ребёнком, которые отчаянно скрываются от опасности. Но фильм так хорошо сбит, что смотрится очень неплохо. Конечно, не идеал (который, как известно, недостижим), но смотрибельность достойна всяческих похвал. Далее я попытаюсь подробнее остановиться на отдельных плюсах и минусах, которые содержатся в ленте.
Главный плюс лично для меня - актёрская игра и вообще весь состав. Николь Кидман - одна из самых уважаемых мной голливудских актрис. И дело не только в её внешней красоте, но и в несомненном таланте. Роль Кэрол для неё идеально подходит. Ни в одном кадре, несмотря на кажущуюся кукольную внешность, у меня не возникло сомнений в живости персонажа. Наоборот, в отдельных эпизодах холодно-красивый вид Кидман добавляет аутентичности, которая не ощущалась бы с другой актрисой. В "Стэпфордских жёнах" у Кидман уже был случай изображать нечеловеческую невозмутимость. И самые сильные сцены "Вторжения", как мне кажется, именно те, когда Кэрол идёт по улицам города с маской вынужденного спокойствия на лице. Что касается остальных актёров (включая детей), тот тут нет никаких жалоб. Всё-таки высокобюджетный голливудский проект даёт зрителю определённые гарантии, и одним из них является именно тщательный кастинг на роли. Интересно было смотреть на Дэниела "Бонда" Крейга, который даже здесь умудряется провернуть парочку фирменных ноль-ноль-семьских штучек. :)
Второй положительный момент - операторская работа и режиссура. Фильм выдержан в более-менее псевдодокументальном стиле, которым обусловлен способ его съёмки. Тёмные светофильтры, резкие переходы, необычные углы камеры, нарочитая скомканность последовательности эпизодов, ощутимая камерность - вот визитная карточка визуального ряда "Вторжения". Кондиция смазанности ровно такова, чтобы постоянно держать зрителя в лёгкой тревоге и в дискомфорте, но не доводить до усталости и приедания. Тут вспоминаются два фильма с похожей манерой съёмки - триллер "Глюки", где камерность и ирреальность правила балом, заставляя зрителя скрежетать зубами от натуги, и российский хоррор "Мёртвые дочери", где создатели на на шутку перебрали с режиссёрско-операторскими играми и в результате превратили фильм Бог знает во что. "Вторжение" обладает этой спецификой в меньшей степени, чем оба указанных фильма, но кто видел хотя бы один, тот примерно поймёт, о чём речь. На мой взгляд, тут всё очень неплохо.
Третий плюс - масштабные сцены на улицах города. Нет, я здесь имею в виду не батальные сражения или ядерные взрывы, а кое-что чуть пооригинальнее. Дабы не делать спойлеров, промолчу, о чём именно речь, но визуально и по атмосфере это действует сильно.
И четвёртый момент - модная нынче в Голливуде "смысловая нагруженность" сюжета. Нам не дают забывать, что дело происходит в нашей реальной действительности (тут Буш мелькнет, там про шиитов-суннитов по телеку упомянут) и задают прямой вопрос: а не лучше ли новый мир, который предлагают нам вторженцы, чем существующий?.. В конце фильма вопрос становится уже явно виден и, в сущности, повисает в воздухе без ответа. При этом данный элемент преподносится не так навязчиво, чтобы вызывать раздражение, однако же не заметить его невозможно. Я лично, памятуя знаменитую строку из "Города" Клиффорда Саймака: "Лучше потерять этот мир, чем снова воевать", подсознательно был на стороне вторженцев. Похоже, создатели фильма тоже: попытки оправдать человеческую цивилизацию выглядели довольно-таки блеклыми и неохотными.
В минус ленте можно поставить парочку претензий, как-то: неоригинальная задумка (и с вирусом, и с запретом на сон, и со всем остальным - хотя, возможно, это из-за его книжной основы), неоправданное, но не совсем провальное стремление совместить "всё в одном" (и хоррор, и фантастику, и политику, и драму, и даже философские вопросы), общую стандартность и плоскость - но всё это, согласитесь, не смертельно и не может послужить камнем, который тянет хорошую картину на дно. Моя оценка - 5 с минусом из 5 и рекомендация сходить на "Вторжение" всем, кто сколько-то любит фантастику или триллеры. Не обещаю, что увидите там что-то сногсшибательное и новое, но в том, что увидите качественное, будьте уверены.
Изменено: Георгий Старков, 18 Ноябрь 2007 - 07:34