Отвечаю на вопрос, заданный мне
Gray Angel-ом в теме по Сказкам Нашего Леса:
«Раптор, а как ты начал писать? Как решил, о чём стоит писать, а о чём нет?
Уже несколько лет у меня где-то внутри есть желание что-то написать. Идей море. Берусь то за одно, то за другое, но ничего не заканчиваю. Описываю некоторые вещи из своей жизни, мысли и т.п, но во что-то законченное, определённое не оформляется. С одной стороны, как писала моя любимая Робин Хобб "Если ты хочешь писать - пиши, прямо сейчас". С другой - какая-то странная пустота, когда доходит непосредственно до дела...»Для начала, хочу заметить, что НЕТ руководств по тому, как стать писателем. На писателя НЕ учат (прошу литературными вузами мозги не пудрить ни мне, ни себе; там готовят журналистов и критиков). Не стоит подобным образом воспринимать и написанное ниже. Хотите субъективного рассказа - читайте. Надеюсь, пригодится. Полное описание того, как МОЖНО отструктурировать мысли, выносить концепцию, сюжет и создать лит. произведение.
1 Подготовка.Про более-менее грамотный язык, большой словарный запас и знание орфографии и пунктуации я даже говорить не буду. Нет этого - редактор спустит вашу рукопись в туалет. По страничкам. Тут хочу заметить, что Word исправит только опечатки и очевидную орфографию. Но вы встретите кучу случаев, когда разнятся не\ни, е\я, разные неочевидные окончания, по-разному ставятся дефисы и т.п. Тут без знаний, чутья и справочников не обойтись. Вы не готовы? Не пишите. Безграмотной графомании у нас и без вас полно.
Читайте. Чтобы писать нужно знать наследие, знать на что опираться, куда идти, что развивать или что новое создавать. Иначе будете делать банальщину. Мне не говорить, что ее у нас тоже хватает? Нет? Ну и славненько!
Скажу сразу и честно. До 9 класса я терпеть не мог читать. А потом понеслось. Приведу список того, что прочитал; не все, только наиболее запомнившееся. И этот список отнюдь не значит, что вам нужно читать это же (в списко не включаю русскую внеклассную и учебную классику, о которой в школе говорят):
Сапковский (сага о Геральте), Желязны (Амбер, История рыжего демона), Бредбери (Хроники, фаренгейт), Оруэлл (1984, скотный двор), Толкиен (ВК, Хоббит, Силь), Семенова (цикл Волкодава), Сальваторе (Темный эльф, много прочитал, но все кроме первой трилогии считаю шлаком), Страуд (трилогия Бартемиуса), Роулинг (последнюю книгу так и не прочитал), Судзима (Звонки), Перумов (Мечи), Лавкрафт, Шескпир, Хемингуэй, мифы древних Греции, Египта, Японии. Публицистика, философия: Нитше (Так говорил Заратустра), Михаил Веллер (Все о жизни, О любви, Мое дело, Последний Шанс), Александр Никонов (все книги).
Смотрите много кино, читайте, фантазируйте.
Не забывайте, что писатель - это не только сценарист. Вам понадобятся знания из самых различных отраслей! Архитектура, биология (если уж убивать или калечить героев, то правильно!), история, психология, социология, спец знания различных направленностей. Пусть у вас будут корабли. Не почитали литературы по ним, не разобрались, жаргона и терминологии не выписали? Можете не писать про корабли, так как будет не убедительно. Даже если корабли летают (см. Планета Сокровищ). Очень важно понимать, что то, что можно мельком показать в кино, нельзя так же мельком, не назвав, показать в книге. Ну и перегибать палку тоже не стоит.
Ну и последнее. Всем очень советую разжиться словарем эпитетов русского языка. Замечательная штука, незаменимая. С ее помощью можно очень неожиданно и точно припечатать читателя грамотным словечком, которое в обычной речи не встретишь.
-КонцепцияВначале рождается Замысел. Что за зверь такой. Вы решаете, ЧТО ИМЕННО вы собираетесь писать. Космоопера? Историческое фентази? Магическое? Паропанк? Далее чисто мой подход, никому его не навязываю (прошу помнить об этом, читая текс ниже).
Как сделать что-то оригинальное? Методом от обратного! Определили тему (пусть будет космоопера) и припоминаем наиболее ярких представителей (книги, кино). Затем выводим наиболее яркие и знаменитые черты этих космоопер и выкидываем их (ставим разумные ограничения, накладываемые миром, или стараемся избегать их) или обыгрываем под необычным углом. Так постепенно сформируется новый мир.
Затем нужна Идея. Основной посыл, которой доказывает книга. Именно под идею и нужно формировать сценарий. Чаще всего идеи - штуки пространные, емкие и настраивающие на размышления. Нет-нет, идея должна быть не одна. Обязательно должно быть много сюжетных линий с разными посылами. Но основная идея все же должна быть, чтобы книга была о чем-то. Согласны? Если нет, прошу, не пишите
Ну вот. Мир более-менее сформирован, идея есть - можно формировать героев, мироустройство, фракции, конфликты и сам сюжет. Вряд ли все получится на данной стадии, останутся белые пятна, но начало, концовка и ключевые события посередине должны быть. И звучать адекватно! И по возможности быть убедительными.
Очень важно хорошо продумать мир. И не надо его расписывать весь в книге, подробно, многими абзацами. Туда, сюда - делайте маленькие штришки. В речи персонажей, в мыслях, в ТВ или радио-трансляциях, в лирических отступлениях. Понемного, но если делать это равномерно, получится довольно ровная картина вашего собственного мира, которая раскрывается перед читателем постепенно. Но и следует избегать мелких моментов, которые ставят читателя в непонятку, а проясняются только в конце, когда о них уже и позабыли.
Итак, все это у вас в голове (или на бумаге, если в голове не держится), все готово, начинаем писать.
-Создание текста.Самое муторное дело. От правки текста вас будет тошнить, взгляд дубеть, замыливаться и ничего не замечать, а потом вы будете перечитывать его через месяц и править кучу оплошностей в том, что раньше казалось безупречным. Часто вы будете заходить в тупик, когда два куска трудно связать или связка получается жиденькой. Но при всем этом... вы будете любить ваш текст! Вот это уже необъяснимый писательский парадокс.
Далее не буду гундеть, а просто дам пачку разных фактов:
--Роман пишется не меньше года. Иначе невозможно написать такое количество хорошего текста и глубоко проработать характеры и мир. Если меньше года, то либо вы гений (что встречается редко даже в масштабах истории), либо вышла фигня.
--Рукопись в столе – мертвая рукопись (книгой она станет только после издания). Рукопись должны читать, критиковать хвалить. Рукопись должна вызывать эмоции (и не только «АМ,КГ»). Писатель - быть читаем. И это факт.
--Пишите каждый день или через день. Вот тут уж что греха таить, признаюсь: уже месяц ничего почти не написал. Какая-то временная творческая импотенция, которая меня сильно беспокоит. Это неправильно. Но и, сами понимаете, писать каждый день - это работа, это выправка, это тяжело. Но пытайтесь.
--Учитесь не унывать от неконструктивной критики и воспринимать критику конструктивную. Если вы считаете, что рукопись (книга) вышла хорошая, то у вас это получится. Если есть сомнения, то перечитайте еще раз. Вдруг действительно дерьмо?
--Почитайте Михаила Веллера, «Мое дело». Прямо отдельным пунктом выношу. Книга писателя для писателей и о писателях. Очень классно и полезно.
Вопрос издания я пока освещать не буду. Скажу только, что это очень сложный и зачастую нелогичный процесс.Как я начинал писать и что. Довольно коротко.Вначале было несколько рассказов, примыкающих к комп. Писал от руки в тетрадке на уроках и дома, потом перепечатывал. Затем решил написать рассказ по Thief, который в итоге как-то сам, невзначай разросся до романа в 350 дефолтовых вордовых страниц. Самому мне этот роман очень нравится, есть идеи и сюжет на еще 4 книги (хочу создать серию), но их я реализовывать не возьмусь, пока не издам первый роман так. Чтобы этот шаг был принят EIDOS, правообладателем. В данный момент понимаю, что со времени работы над романом мой слог изменился и улучшился, а потому перед издание месяца два поработаю над текстом, но не над событиями.
Затем спонтанно возник замысел на Сказки Нашего Леса. На паре фольклора преподаватель рассказывала нам, что образы животных и сказки о них в наше время не популярны и обслуживают только детскую аудиторию (в отличии от древней Руси, где антропоморфизм воспринимался на полном серьезе). Я подумал: «WTF? Ведь в сети полно народа с животными никами! И многие даже в реальной жизни себя ассоциируют». И вот пришел замысел Сказок - истории для взрослых и подростков, где в виде людей выступали бы животные. В качестве идеи я решил поговрить с читателем о взаимоотношениях между людьми, любви и семье. Весь опыт субъективны, а иначе и быть не может (кстати, хорошенько подумайте прежде чем сливать кого-то в туалет; а в писательском деле вообще лучше быть крайне осторожными в высказываниях). При этом мне хотелось сохранить именно сказочный стиль повествования, создать особую стилистику истории, за что я уже не раз получил по шапке от любителей простенькой и легко читающейся литературы. Дело в том, что я полностью выкинул диалоги, заместив их пересказом диалога. А прямую речь оставил только в самых напряженных и ключевых местах. В общем, я считаю Сказки Нашего Леса очень удачным экспериментом.
Пара рассказов не в счет, так как я считаю своим профилем именно романы.
Впрочем, вам может быть уготован совсем другой пусть.
Сейчас пишу роман про альтернативную Америку 40-х годов. Опять же, книга будет необычная, с парочкой идей, который, как мне кажется, еще толком никто не использовал. Подробности разглашать не буду, но произведение будет полностью завершенным и самостоятельным. К нему просто невозможно написать ни сиквела, ни приквела. Что мне кажется очень забавным.
В серии по вору будет еще 4 книги. 1 о Гарретте и примыкает к играм. 2 повествует о южной жаркой стране и вводит новых персонажей. 3 будет сборником из рассказов, открывающих разные аспекты мира и сюжета. 4 будет рассказывать об антигерое, о наемном убийце, и связана с 1 и 2. Ну и 5 том поставит мою, авторскую точку в истории мира. Будет очень интересно и разнообразно (зацикливаться на одном персонаже - частая ошибка авторов). Но Eidos, eidos... впрочем, в этом направлении ведутся подрывные работы
А еще есть планы на серию из 5 книг в моем собственном мире, о которой я ничего рассказывать не хочу и не буду до выхода 1 книги. Думаю, будет это нескоро.
Ну вот и все. Надеюсь, чем-то вам помог, что-то прояснил. Если что - спрашивайте. В меру возможностей подскажу.
Изменено: V-Raptor, 04 Февраль 2010 - 23:52