Вот я и дошел до финала.
Что отличает сказки для детей от заявленных "сказок для взрослых"? Даже взрослые не всегда знают и не всегда даже способны отличить - так, например, попал в круг детского чтения "Маленький Принц" Антуана де Сент-Экзюпери. Но главное отличие, пожалуй - способ изображения сказки: те, что все мы помним с детства, учили нас, давая ответы. Бессмертное же творение талантливого небожителя и первое опубликованное произведение молодого автора Ильи Малькова говорят вопросами не хуже, чем это делает большая, "взрослая" литература.
Да и сказки ли это вообще? И да, и нет. Эти сказки ходят по волшебному лесу, они переходят от зверей-родителей зверятам-детишкам, или рассказываются вполголоса друг другу влюбленными посреди хрустальной ночи, или разносятся с певчими птицами... Все сказки знает только Уставшее Время, которое не позволяет лесу забыть хоть одну из них... Возможно, иногда даже оно само начинает говорить, хотя в это сложно поверить - это ведь так на него не похоже.
Автор построил замечательный сказочный мир. "Если бы этого леса не было, то его стоило бы придумать. Если бы этот лес погибал, то за него стоило бы бороться. Если бы ради спасения этого леса надо было бы погибнуть, это, без сомнений, было бы достойным делом". Я запомнил эту цитату из начала книги, и она не выходила из моей головы до самого конца - ведь каждая новая "сказка" это подтверждает. И тем более начинаешь ценить описание природного Эдема, замечая, как зыбко счастье даже в этом райском месте.
И меж тем, "сказки" абсолютно реальны для созданного автором мира и уютно умещаются в нем. Это отражено прежде всего в композиции: на фоне рассказываемых сказок, на первый взгляд отвлеченных, автор рассказывает историю Пса, которому невозможно не сопереживать. Препятствия на его пути, пожалуй, действительно слишком остры для не ороговевших детских сердец - и пожалуй, книжку стоит давать человеку на первых стадиях этого затвердевания, чтобы она успела остаться под этой твердой защитной оболочкой.
Изменено: DAFf, 13 Февраль 2009 - 00:17