Главная героиня картины Кэтрин Уинтер вместе со своим партнёром Дагом занимается тем, что разъезжает по миру и развенчивает различные мифы, которые якобы доказывают существование божественной силы. На её счету уже несколько десятков вполне рациональных толкований для событий, которые казались абсолютно необъяснимыми. И вот, видимо, рядовое дело из того же ряда: к Кэтрин приходит обеспокоенный житель маленького американского городка Хэйвен и просит её приехать к ним разбираться с одним случаем. Дело в том, что несколько дней назад воды реки, протекающего рядом с городом, обрели красный цвет. Цвет крови. Первая египетская казнь. Среди местных тотчас прошёл слух, что на город готовятся обрушиться девять остальных. За что?.. Да хотя бы за то, что городок приютил (пусть и в окольных уголках) странноватую женщину с не менее странной подрастающей дочкой Лорен, о которой ходят не очень приятные истории. Например, в момент, когда воды реки стали красными, девушка стояла в этой воде - и рядом находился её брат, которого вскоре нашли мёртвым без всякой видимой причины. Так или иначе, дело довольно серьёзное, и Кэтрин соглашается посетить городок. По пути она выдвигает пару версий, которые способны исчерпывающе объяснить всё; но в Хэйвене она начинает понимать, что происходящее не так просто. Во-первых, все научные теории Кэтрин сразу терпят крах, столкнувшись нос к носу с фактами. А во-вторых - и это сильно беспокоит Кэтрин - поездка совпадает по времени с предупредительным телефонным звонком старого священника из церкви, в которой Кэтрин когда-то состояла, пока не потеряла веру...
Если сюжет кажется знакомым, но вы никак не можете вспомнить, где всё это уже было, то я подскажу: "Омен". Завязка "Жатвы" копирует старый фильм, на который недавно был снят римейк: тот же ребёнок - отродье дьявола (на этот раз девочка Лорен, а не мальчик Дэмиен), та же религиозная подоплека с предзнаменованиями, проклятиями и необъяснимым злом. Из армии клонов фильм вытаскивает достаточно оригинальная идея - использовать знаменитые десять египетских казней, о которых знает каждый более-менее подкованный в религии человек. Вполне возможно, что, хорошо проработав колодец, создатели могли бы выдать нечто действительно хорошее и потрясающее неподготовленный ум, но увы - "Жатва" заслуживает разве что четвёрочку и никоим боком не пытается стать новой иконой.
Сначала отмечу минусы ленты. Во-первых, имеет место какая-то нудность и однообразность действия, от которой может клонить в сон, особенно на вечерних сеансах. Казни египетские преподносятся слишком обыденно, скомканно и без должного нагнетания страха - что называется "не хватает атмосферы". Слава Богу, что ближе к концу всё-таки появились динамика, напряжение и, соответственно, какая-то грандиозность.
Во-вторых, меня раздражала излишняя любовь картины к штампам из дешёвых ужастиков. Резкие звуки и повороты камеры, внезапные выскакивания, старые трюки с крупным планом персонажей и неожиданными явлениями "плохих" - сие можно простить в "чистом" ужастике, куда люди приходят именно потому, что хотят испугаться. "Жатва" всё-таки не молодёжный слэшер, и должна бы держать некий уровень, ниже которого приёмы считаются "некорректными". Этот промах уходит на задний план опять-таки с приближением финала. Но это не спасает большую часть экранного времени. С другой стороны, группы людей по обе стороны от моего кресла с удовольствием вопили в "опасных" случаях; один я оставался мрачным и серьёзным.
Можно было бы дальше перечислять мелкие недостатки, но я не буду, чтобы окончательно не портить настроения тем, кто хочет сходить на фильм: другие огрехи простительны; если вы не сноб, то вряд ли заметите большую часть из них. Перейдём к положительным сторонам "Жатвы", благо они тоже есть.
Первый плюс - конечно, оригинальный сценарий. Я имею в виду не только идею десяти казней, но и остальные элементы сюжета. Хотя они и обкатаны в десятках лент, жанрово банальны и знаток (вроде меня) может запросто предугать за полчаса все варианты развития событий, но мне понравилась фабула фильма: "Жатва" не оставляет после просмотра упоминавшегося мною ранее осадка недоговорённости или непонятности. Если что-то и недосказано, то три минуты приятных размышлений, скорее всего, дадут вам ответ на большинство ключевых открытых вопросов. Just Do It.
Второй плюс - общий визуальный ряд и обстановка. Тут уж грех жаловаться, тем более жанр вовсе не тот, в который продюсеры с радостью вкладывают миллионы. Впечатляют красная река и мрущие толпами звери; а последние казни - это вообще красотища. Если даже отбросить спецэффекты, то виды милого городка Хэйвен сделаны очень качественно и радуют взор. Операторская работа, я бы сказал, на высоте: пара кадров запомнилась и зацепила меня по-настоящему. Желтоватый фильтр способствует особому восприятию картины (хотя от него у меня лично немного болели глаза).
И, наконец, третье, что мне понравилось - персонажи и их проработка... за исключением разве что главной героини Кэтрин, чья история и поведение показались мне деланными. Но остальные люди вписываются в картину вполне органично. Появляющаяся и столь же быстро исчезающая девочка Лорен, конечно, не может не вызывать внутреннего раздражения, но её молчаливо-зловещий типаж столь удачен, что при каждом общении с ней зрители задерживают дыхание (в связи с этим опять-таки хотел сказать про финальный скачок качества, но сколько можно...). Горожане, полицейские, администрация города - все ведут себя вполне естественно и делают то, что делал бы каждый в их ситуации.
P. S. М-да, я так и не уразумел, почему картина называется "Жатва" - там о сборе урожая и не заикаются. Должно быть, какая-то ошибка перевода, и слово reaping на английском имеет "альтернативное" значение. Другого предположения о природе столь неподходящего названия у меня нет.
Изменено: Георгий Старков, 26 Апрель 2007 - 11:24