Мне подсказали на другом форуме:
Цитата
Тарковский в финале "Сталкера" сделал удивительную вещь: герои не вошли в комнату, убоявшись собственного несовершенства (как писатель) или разуверившись в "действенности" комнаты (как профессор). Но в комнате оказался зритель - мы с вами! Ведь в последнем кадре в Зоне мы с вами смотрим на сталкера и его спутников ИЗ КОМНАТЫ! На нас изливаются благодатные потоки воды. И нам открываются наши внутренние бездны, наша суть...
Сознание наше это вряд ли понимает, но здесь вступает в права что-то находящееся за пределами логики, что-то выше нас.
Root, по-моему, очень хорошо об этом сказал:
Цитата
Вы хотите знать, что это за желание в вашем случае…так и смотрите внутрь себя, не ищите советов, не играйте словами и определениями, отбросьте все ваши теории, мнения, взгляды, концепции, религию, Христа и Бога как косные аксиомы. Очистите своё сознание от все этой шелухи, будьте откровенны с собой, успокойтесь. Только незамутнённое созерцание позволит вам увидеть истину без примесей.
Вот это "незамутнённое созерцание" и возникает для меня в финале "Сталкера". Только созерцаю я не троицу, сидящую у порога комнаты, а СЕБЯ, смотрящего не эту троицу из комнаты! И МОЕ сокровенное желание будет исполнено.
И я поняла :lighten: :
В финале "Сталкера" - почему он так вообще пробирает до глубины души - даётся ощущение того, как в человеке бродит закваска (Дух Святой)... Сейчас объясню... эта троица - воля (Сталкер), сердце (Писатель) и разум (Учёный) - мы, созерцая их, созерцаем себя, и то, что происходило с ними на протяжении фильма и в финале, происходит с нами. А что происходило и происходит с ними? Они оказываются в одной связке и должны постоянно согласовывать свои действия. Если сердце рванётся напрямик, говоря, что тут рукой подать (это, кстати, про меня), то ему не удастся войти в комнату, какая-то неведомая сила остановит его и заставит вернуться. Если разум не хочет идти к комнате, предлагая "я вас здесь подожду", то никто никуда не пойдёт, все должны вернуться. Если воля встречает трудности, испытывает неуверенность, страх, то все должны отдыхать, все трое впадают в дремоту... И воля пробуждается когда? - фрагмент чтения Откровения...
Они идут, напрягаясь каждый по полной программе... И потом на пороге комнаты... ощущение просто диких перегрузок у каждого... они конфликтуют, но примиряются... И разум освободился от своей идеи... и сердце успокоилось от своих переживаний... и воля раскрылась - расслабилась, призналась в собственной слабости... Они сидят все трое в каком-то созерцании, чувствуя что-то общее... Что это? Это приближение к тому состоянию в человеке, когда он приходит к самому себе, узнаёт самого себя - становится очень искренним, прозрачным и бесстрастным, душа очищается...
Так вот про закваску - (это притча из Евангелия) - я своими словами не смогу передать, но вот в сети нашла великолепное объяснение этой притчи:
"Господь сказал: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13, 33). Ты хотела бы знать тайну этих слов, сестра. Поистине, в них заключена великая духовная тайна. Плотскому разуму эта притча кажется до смешного простой. Ибо телесный человек не разумеет того, что от Духа Божия, а здесь требуется рассуждение духовное. А когда рассудишь духовно, как рассуждали святые, тогда увидишь, что эта притча означает следующее: закваска символизирует Духа Святаго. Женщина символизирует человеческую душу. Взяв, положить - взяв от Бога, в себя вместить. Три меры - три способности души: разум, сердце и воля. Мука - три способности души в своем обычном естественном состоянии. Пока не вскисло, пока все они не взойдут, не проникнутся Святым Духом.
Иными словами, душа христианина, когда становится достойной, приемлет от Творца своего Духа Его. Приняв, держит Его в уме своем, пока ум не обожится; и держит в сердце, пока сердце не обожится; и держит в воле, пока воля не обожится; и непрестанно держит Его в трех мерах одновременно, пока душа полностью не обожится. А когда все обожится, тогда и просветится, и взойдет, как перебродившее тесто. Так душа становится великой, богатой и святой. Тогда душа приобретает способность переродить, одухотворить, освятить и тело, как свой орган. Разве не таково Царство Божие? И разве не чудесна притча эта?
Мир тебе и благодать от Господа.
Святитель Николай Сербский"